17 июня 2015 года состоялся «круглый стол», организованный Комитетом Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов. На мероприятии рассмотрены предложения Минтруда России по поэтапному повышению минимального размера оплаты труда (МРОТ) до величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ПМ). Соответственно участники встречи также обсудили возможные изменения в законодательство Российской Федерации, которые необходимы для реализации этих мер. В мероприятии участвовали депутаты Госдумы, представители объединений работодателей, Федерации независимых профсоюзов, органов исполнительной власти регионов.
Председатель Комитета О.Ю. Баталина, открывая заседание «круглого стола», отметила сложную демографическую ситуацию в стране, снижение количества трудоспособного населения и вступление в трудовую деятельность малочисленного поколения, низкий средний размер оплаты труда. Она считает целесообразным поиск компромиссных решений по проекту федерального закона, который подготовил Минтруд России.
Заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Л.Ю. Ельцова представила основные положения законопроекта, который предполагает:
- установление с 1 января 2016 г. величины МРОТ – 7198 рублей в месяц;
- регионализацию МРОТ с его «привязкой» к величине ПМ в субъекте Российской Федерации;
- исключение «привязки» к МРОТ пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам в установленных случаях;
- внесение изменения в определение минимального размера оплаты труда с включением в понятие МРОТ всех выплат компенсационного, стимулирующего характера, «северные» надбавки и коэффициенты.
Подробная информация о законопроекте размещена на сайте Объединения РаЭл.
Министр труда и социального развития Мурманской области С.Б. Мякишев поддержал предложенную дефиницию МРОТ, которая, в том числе, включает компенсационные и стимулирующие выплаты, «северные» надбавки и коэффициенты. Кроме того, региональный министр поддерживает предложенные этапы доведения МРОТ до величины ПМ, использование при определении размеров пособий по обязательному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, беременности и родам) базовой величины вместо МРОТ. Мякишев предложил внести соответствующие изменения в статьи 315-317 Трудового кодекса РФ для исключения их привязки к заработной плате.
Заместитель Министра экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края Д.А. Маслодудов сообщил, что тоже поддерживает эти инициативы Минтруда России и предложил дополнить законопроект возможностью дифференциации регионального МРОТ в зависимости от природно-климатической зоны. Предполагается, что подобная дифференциация позволит установить более справедливые условия оплаты труда в различных зонах регионов России.
Участники заседания "круглого стола" по проблематике повышения МРОТ
Рассматриваемое предложение поддержал и представитель АНО «Центр социально-трудовых прав» С.А. Саурин. Он указал на большую дифференциацию в оплате труда в рамках отдельных районов ряда регионов (Томская область, Красноярский край и др.). При введении регионального МРОТ может ухудшиться положение работников. При этом, он предложил не брать в качестве основы для формирования этапов сближения МРОТ с ПМ 1 квартал предшествующего года, как ухудшающий положение работников.
Заместитель Председателя ФНПР Н.Н. Кузьмина заявила, что изменения в дефиницию МРОТ не поддерживает. По ее мнению, положения законопроекта демотивируют квалифицированный труд, усугубляют проблему социальной несправедливости. Она подчеркнула, что предложенная регионализация МРОТ требует дальнейшего обсуждения и отбрасывать ее не следует (ранее ФНПР категорически высказалось против принципа регионализации МРОТ).
Управляющий директор Управления рынка труда и социального партнерства РСПП М.В. Москвина от имени всех объединений работодателей поддержала обсуждаемый законопроект, кроме положений о размере и темпах сближения МРОТ с ПМ. Представитель РСПП напомнила о несоответствии темпов увеличения МРОТ, ПМ с темпами роста производительности труда. Она полагает, что необходимо учитывать современные условия, которые в случае резкого увеличения МРОТ (на 20,7%) могут спровоцировать сокращение инвестпрограмм и штата работников, пересмотр постоянной и переменной части заработной платы. Увеличение МРОТ до 7198 рублей требует экономического обоснования, поскольку многие отрасли не смогут выполнить эту норму. Также следует учесть и время, которое требуется для принятия необходимых организационно-технических мероприятий по введению нового МРОТ.
М.В. Москвина предложила увеличить срок сближения МРОТ с ПМ на 2 года, а также ежегодно устанавливать процентное соотношение МРОТ с ПМ.
Л.Ю. Ельцова, отвечая на вопросы участников круглого стола, согласилась с необходимостью дальнейшей работы над законопроектом и поиска компромиссных решений.
Подводя итоги обсуждения проекта федерального закона, О.Ю. Баталина сообщила о поддержке идеи введения региональных МРОТ, отсутствии существенных разногласий по использованию базовой величины вместо МРОТ при определении размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам. Она также объявила о необходимости поиска компромиссных решений, которые касаются сроков введения и структуры МРОТ.
В заседании «круглого стола» приняла участие помощник Генерального директора по взаимодействию с органами власти и законотворчеству Объединения РаЭл В.Н. Потапова.