25 марта 2016 года состоялось совместное заседание двух рабочих групп РТК: рабочей группы по развитию рынка труда и содействию занятости населения и рабочей группы по развитию социального партнерства и координации действий Сторон Соглашения. Основным вопросом повестки дня стало рассмотрение проекта федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
Законопроект предусматривает инкорпорацию в Трудовой кодекс РФ ряда положений правовых актов СССР и РСФСР в соответствии с приказами Минюста России и соответствующим планом мероприятий.
Участники совместного заседания двух рабочих групп РТК обсуждают предложения по внесению изменений в ТК РФ
Проект федерального закона предусматривает дополнение статьи 93 ТК РФ нормой, уточняющей понятие неполного рабочего времени, а именно, что режим рабочего времени может предусматривать не только неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю, но и неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю. С данной нормой участники обсуждения согласились.
Также достигнуто соглашение о дополнении статьи 153 ТК РФ об оплате труда в выходные дни и нерабочие праздничные дни положением о том, что в двойном размере оплачиваются часы, проработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов), когда часть смены попадает на выходной или нерабочий праздничный день.
Изменения, которые предложено внести в статью 152 ТК РФ, касающиеся оплаты сверхурочных работ, предложено доработать и внести на рассмотрение пленарного заседания РТК.
Участники заседания приняли к сведению информацию Минтруда России о реализации п.7.1. Генерального соглашения в отношении участия представителей сторон Комиссии, представляющих общероссийские объединения работодателей и общероссийские объединения профсоюзов, в общественных советах, созданных при федеральных органах исполнительной власти.
Согласно информации Минтруда России, в работе общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, в которых принимают участие представители РТК, составили 24 министерства, службы, агентства. В то же время сторона объединения работодателей представлена в 14 общественных советах, сторона профсоюзов – в 16 общественных советах.
Представитель Объединения РаЭл обратил внимание на необходимость выполнения нормы Генерального соглашения, предусматривающего участие членов РТК в составе общественных советов, в случае проявления ими подобной инициативы. В ряде общественных советов отсутствует представитель или стороны работодателей или стороны профсоюзов, в 8-ми министерствах нет никакого представителя – ни со стороны общероссийских объединений профсоюзов, ни со стороны общероссийских объединений профсоюзов. В целях изменения ситуации РТК было предложено направить соответствующую информацию в министерства, службы, агентства для рассмотрения возможного включения членов РТК (при их инициативе) в составы общественных советов.
Указанное предложение, несмотря на поддержку ряда представителей общероссийских объединений профсоюзов, не было принято в связи с отсутствием механизма реализации вышеупомянутого пункта Генерального соглашения.
В рамках заседания члены РТК и эксперты рабочих групп рассмотрели также материалы Минтруда России об итогах проведения Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» в 2015 году. Предварительные итоги мероприятия подведены на заседании оргкомитета по проведению конкурса.
Определены победители в производственной и непроизводственной сферах по следующим номинациям:
- За создание и развитие рабочих мест в организациях;
- За создание и развитие рабочих мест в организациях;
- За сокращение производственного травматизма и профзаболеваемости»;
- За развитие кадрового потенциала;
- За формирование здорового образа жизни;
- За развитие социального партнерства в организациях;
- Малая организация высокой социальной эффективности;
- За участие в решении социальных проблем территорий и развитие корпоративной благотворительности.
Утверждение результатов конкурса состоится на пленарном заседании РТК.
Представители Минтруда России и Роструда доложили результаты проведения эксперимента осуществления контрольно-надзорных полномочий в Крымском федеральном округе.
После принятия в состав Российской Федерации новых субъектов Федеральная служба по труду и занятости заключила с Советом Министров Республики Крым и Правительством Севастополя Соглашение о передаче осуществления части своих полномочий в сфере соблюдения трудового законодательства.
В соответствии с заключенными Соглашениями с 1 января 2015 года органы исполнительной власти Республики Крым и города Севастополя осуществляют в полном объеме полномочия по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Созданы государственные инспекции труда Республики Крым и города Севастополя.
Для обеспечения осуществления государственными инспекциями труда Республики Крым и города Севастополя переданных полномочий принят ряд законодательных и нормативных правовых актов.
В отношении поднадзорных объектов установлено согласование внеплановых проверок с Минэкономразвития России.
По итогам 2015 года региональными инспекциями труда Республики Крым и г. Севастополя было проведено 1296 внеплановых проверок: в 75% случаях выявлены нарушения, по результатам которых выдано 973 обязательных для исполнения предписания. В результате выданных предписаний восстановлены права 15 380 работников. Количество оформленных по требованию госинспекторов труда трудовых договоров составило 2 137, выплачена заработная плата 13171 работникам на общую сумму более 210 млн руб.
В связи с незначительностью времени проведения эксперимента, предложено продлить срок эксперимента в Крымском федеральном округе до 1 января 2017 года.
Информация принята к сведению.