7 апреля 2016 г. состоялось заседание рабочей группы РТК по социальному страхованию, социальной защите, развитию отраслей социальной сферы, на котором рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Одной из основных новелл законопроекта является переход с 1 января 2018 года на ежемесячное предоставление работодателями отчетности в ПФР. Законопроект вводит нормы об использовании СНИЛС в качестве индификатора физического лица в различных сферах, в том числе при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Предлагается исключить норму о выдаче ПФР страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, а также требование к работнику о предъявлении этого документа при оформлении трудовых отношений. Кроме того, прописаны нормы обеспечения информационного взаимодействия ПФР с федеральными, региональными органами исполнительной власти, внебюджетными фондами.
В ходе обсуждения законопроекта Сторона работодателей настояла на упрощении формы ежемесячной отчетности в целях снижения нагрузки на бизнес, которую нужно будет сдавать работодателю в ПФР с 1 января 2018 года. Представитель Минтруда России заверил, что эта работа уже начата ПФР и форма отчетности будет обсуждена по ее готовности в рамках деятельности РТК.
Обсуждение вопросов повестки дня
Сторона профсоюзов поддержала законопроект, Сторона работодателей может его поддержать при условии упрощения ежемесячной отчетности, ненарушения прав застрахованных лиц при принятии законодательных норм о передаче ряда полномочий ФНС России.
Справочно: Статс-секретарь – заместитель Министра труда и социальной защиты РФ А.Н. Пудов проинформировал, что вопрос о передаче полномочий по администрированию страховых взносов решен, полномочия будут переданы ФНС России.
Второй рассмотренный вопрос – проект постановления Правительства РФ «О внесении изменения в Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска», который предусматривает установить правило в случае неподтверждения страхователем основного вида экономической деятельности при осуществлении им нескольких видов экономической деятельности. Новелла предусматривает отнесение страхователя по классу профессионального риска по наиболее высокому классу из числа заявленных им в ЕГРЮЛ. В настоящее время страхователь подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, имеющего наиболее высокий класс из осуществляемых им видов экономической деятельности.
Как заявил представитель ФСС РФ, не подтверждают основной вид экономической деятельности около 10% страхователей, причем, в основном, представители малого бизнеса. Поправки вносятся в целях снижения рисков возникновения судебных споров, повышения дисциплины страхователей по выполнению указанной обязанности.
В ходе обсуждения представитель Объединения РаЭл сослался на судебную практику, согласно которой правовое значение отнесения вида деятельности к основному, на основе которого определяется класс профессионального риска и устанавливается размер страхового тарифа, имеет осуществляемая деятельность, а не перечисленные в ЕГРЮЛ виды экономической деятельности. При этом организации электроэнергетики не относятся к числу нарушений требований о подтверждении основного вида деятельности.
Отрицательное отношение к вносимым поправкам заявлены Общероссийским отраслевым объединением угольной промышленности со ссылкой на судебную практику, признающей такой алгоритм определения основного вида деятельности и отнесения к классу профриска, неправомерным.
В ходе обсуждения с учетом возможных рисков, вызванных форс-мажорными обстоятельствами, повлекшими проблемы с подтверждением основного вида экономической деятельности, стороны согласились с внесенным проектом изменений в постановление Правительства РФ с оговоркой о возможных исключениях форс-мажорного характера.
Принята к сведению информация Минэкономразвития России о ходе работы по разработке и утверждению обязательных для всех субъектов Российской Федерации методических указаний, устанавливающих требования к оптимальному размещению на их территориях объектов социальной сферы, выполнение которых не приведет к возникновению дополнительных расходных обязательств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При этом в материалах содержится приказ Минздрава России о требованиях к размещению медицинских организаций исходя из потребностей населения. В частности, прописаны нормативы по оказанию экстренной медицинской помощи – размещение в пределах транспортной доступности не более 60 минут (кроме станций скорой помощи, отделений скорой медпомощи поликлиник); для оказания неотложной медицинской помощи – в пределах не более 120 минут.
Разработка указанных требований проводилась с учетом доступности медицинской помощи для населения, включая территориальную, физическую и экономическую возможности государства.