14 февраля 2019 года состоялось совещание в Минэкономразвития России по обсуждению ключевых проблем, связанных с созданием механизма финансового обеспечения погашения задолженности по заработной плате перед работниками организаций-банкротов.
В заседании приняли участие:
– представители федеральных органов исполнительной власти Минэкономразвития России, Минюста России, Минтруда России, Минфина России;
– представители общероссийских объединений работодателей;
– представители крупных системообразующих компаний (ПАО «Сбербанк», ПАО «НК Роснефть» и др.).
Открывая заседание, Заместитель Министра И.Э. Торосов обратил внимание участников на то, что проблема задолженности по заработной плате организаций-банкротов возникает как следствие наращивания заработной платы в процессе неэффективной, зачастую убыточной экономической деятельности. Несмотря на привилегированный порядок удовлетворения требований работников в процедурах банкротства, погасить накопленную за длительный период задолженность за счет внутренних источников в отсутствие у должника достаточного имущества не представляется возможным.
Основное внимание было уделено рассмотрению возможности централизованного формирования единого фонда, уполномоченного осуществлять государственные гарантии по выплате заработной платы работникам организаций-банкротов.
Управляющий директор Управления рынка труда и социального партнерства РСПП М.В. Москвина обратила внимание на то, что при формировании предлагаемого фонда наибольшая нагрузка ляжет на крупные, устойчивые, социально ответственные компании, то есть как раз те, которые наименее подвержены риску банкротства.
Кроме того, М.В. Москвина предложила рассмотреть возможность включить в проект закона, внесенного Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, предоставляющего право субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, погашать требования кредиторов второй очереди (в т.ч. по заработной плате и выходным пособиям) нормы, позволяющие предоставить аналогичные права третьим лицам, в том числе собственникам предприятий.
Президент Ассоциации «ЭРА России» А.В. Замосковный отметил, что увеличение взносов работодатели заложат в цену продукции и тогда финансовая нагрузка переляжет на население. В частности в отраслях, регулирование цен (тарифов) в которых осуществляется государством, иных источников увеличения выплат в подобные фонды, кроме роста тарифа, нет. Кроме того, руководитель Ассоциации обратил внимание на то, что, по данным Росстата, за последние 4 года сумма задолженности по зарплатам организаций-банкротов сократилась в 3 раза, а численность работников обанкротившихся предприятий сократилась в 2 раза и составила в масштабах всей страны 16,7 тыс. человек.

Генеральный директор Союза работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России А.Ю. Хитров обратил внимание на возможный рост расходов бюджетов на администрирование функции по сбору взносов в централизованный фонд и отметил необходимость учесть опыт Агентства по страхованию вкладов по составлению и выверке реестров вкладчиков.
Представитель Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» И.Н. Ефременков сообщил, что введение дополнительной нагрузки на бизнес не будет способствовать развитию предпринимательской инициативы.
Мнение о нецелесообразности централизованного фонда поддержали представители Минюста России и Федеральной налоговой службы.
Таким образом представителям объединений работодателей удалось снять все разногласия и утвердить единую позицию о нецелесообразности организации централизованного фонда, гарантирующего выплату обязательств перед работниками при банкротстве предприятий.
От Ассоциации в заседании принял участие также начальник Управления по взаимодействию с органами власти С.К. Накропин.