Состоялось заседание рабочей группы по социальному страхованию, социальной защите, развитию отраслей социальной сферы

31 августа 2022 года на заседании рабочей группы по социальному страхованию, социальной защите, развитию отраслей социальной сферы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений были рассмотрены и в основном согласованы проекты различных правовых актов, среди которых можно отметить:
 
1) Проект федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».
 
Проектом устанавливается, что в 2023 году и на плановый период 2024 и 2025 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователями в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».
 
Также предусматривается, что страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договоров авторского заказа и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
 
Тем самым сохраняются условия установления и размеры тарифов, действовавших в 2022 году, – 32 страховых тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (от 0,2 до 8,5 процента к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования) в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.
 
В целях стимулирования работодателей активнее включать инвалидов в трудовой процесс в Проекте сохраняется существующая с 2001 года льгота по уплате страховых взносов на данный вид страхования, которая предусматривает, что организации любых организационно-правовых форм уплачивают указанные страховые взносы в размере 60 процентов установленных размеров страховых тарифов к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных, являющихся инвалидами I, II или III групп.
 
2) Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
 
Проект разработан во исполнение соответствующего поручения Президента РФ В.В.Путина от 31.12.2022 № Пр-2576 по итогам совещания о ситуации в угольной промышленности Кузбасса, состоявшегося 02.12.2021 г., в целях повышения уровня социальной защиты пострадавших на производстве граждан и членов их семей.
 
В частности, Проектом предусматривается увеличение размера единовременной страховой выплаты в случае смерти застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (вместо одного миллиона рублей устанавливается два миллиона рублей) и размера ежемесячных страховых выплат отдельным категориям получателей страхового обеспечения в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием (расчет ежемесячной страховой выплаты производится из среднемесячного заработка не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а также производится соответствующий перерасчет ранее назначенных выплат).
 
3) Проект федерального закона № 130955-8 «О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению».
 
Проектом предлагается создание с 1 января 2023 года на базе Агентства по страхованию вкладов (АСВ) системы гарантирования прав участников негосударственных пенсионных фондов (НПФ) по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО) страхования банковских вкладов и гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.
 
Проект устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы гарантирования прав участников, регулирует отношения между субъектами системы гарантирования прав участников, определяет порядок и условия осуществления гарантийного возмещения.
 
Гарантийным случаем в соответствии с Проектом будет являться аннулирование лицензии НПФ на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию и (или) признание НПФ банкротом и открытие в отношении фонда-участника конкурсного производства.
 
НПФ обязан уплачивать гарантийные взносы в фонд гарантирования пенсионных резервов, вести учёт сведений на пенсионных счетах, обеспечивающий возможность сформировать на любой день по требованию Банка России реестр обязательств НПФ перед участниками, правопреемниками участников, а при наступлении гарантийного случая – в течение пяти рабочих дней представить в АСВ реестр обязательств НПФ, сформированный на дату наступления гарантийного случая.
 
Фонд гарантирования пенсионных резервов принадлежит АСВ на праве собственности и предназначен для финансирования выплаты участнику (правопреемнику участника) или перевода в другой НПФ гарантийного возмещения.
 
На этапе накопления Проект предусматривает, что участникам будет гарантирован остаток средств на именных пенсионных счетах (взносы самого участника, его работодателя и иных лиц с учетом результата их размещения), но не более предельного размера гарантируемой суммы – 1,4 млн. рублей. Аналогичный предельный размер возмещения предусмотрен в настоящее время системой страхования банковских вкладов граждан.
 
На этапе выплат, Проект предусматривает гарантию выплаты любых пенсий в размере, выплачиваемом на дату наступления гарантийного случая, но не более двух размеров социальной пенсии по старости.