Вступление в объединение работодателей//Кто принимает решение?

1 октября 2009

 

Принцип свободы ассоциаций, провозглашенный в Уставе Международной организации труда, предполагает право как работников, так и работодателей свободно выбирать своих представителей. Согласно ст. 2 Конвенции МОТ 1948 г. о свободе ассоциаций и защите права на организацию (№ 87) работники и работодатели без какого бы то ни было различия имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих последних.

В условиях финансового кризиса необходима консолидация работодателей на общероссийском, региональном, территориальном и отраслевом уровнях социального партнерства в целях усиления их влияния на формирование социально-экономической политики государства. Роль такого консолидирующего инструмента призваны играть объединения работодателей.

В соответствии с частями второй и третьей ст. 33 Трудового кодекса Российской Федерации при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. Объединение работодателей -некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Правовое положение объединений работодателей определяется Трудовым кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей»,[1] Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»[2] и иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» работодатели имеют право без предварительного разрешения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов на добровольной основе создавать объединения работодателей в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления. Государство содействует реализации права работодателей на объединение в целях развития социального партнерства, обеспечения участия работодателей в установленном порядке в формировании и проведении согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.

Объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам.

Объединение работодателей создается на основании решения его учредителей, которыми могут быть не менее двух работодателей или двух объединений работодателей. Учредительными документами объединений работодателей являются уставы.

Членство работодателя в объединении работодателей наступает в силу сложного юридического состава, состоящего из подачи работодателем заявления о вступлении в члены объединения и решения объединения о принятии работодателя в объединение работодателей.

При реализации работодателем права на объединение возникает вопрос, связанный с определением субъекта, уполномоченного принимать решение о вступлении организации в объединение работодателей.

В унитарном предприятии решение о вступлении унитарного предприятия в объединение работодателей очевидно должен принимать руководитель предприятия с согласия собственника, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных  унитарных предприятиях»[3] руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством, то есть осуществляет функции работодателя в полном объеме. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Сложнее обстоит дело с определением органа, уполномоченного принимать решение о вступлении в объединение работодателей акционерного общества.

Объединение работодателей, как следует из определений содержащихся в ст. 20 и ст. 33 Трудового кодекса Российской Федерации, в ст. 3 Федерального закона «Об объединениях работодателей», не является объединением коммерческих организаций, поскольку работодателем может являться как коммерческая, так и некоммерческая организация, а также физическое лицо. Таким образом, вступление акционерного общества в объединение работодателей не регулируется нормами, предусмотренными пп. 18 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» [4].

В научной литературе высказывалось мнение, что соблюдение требований, предъявляемых к процедуре реализации гражданских прав юридических лиц и призванных защитить обязательственные права их акционеров (участников), при вступлении в объединение работодателей не требуется, поскольку руководитель организации (единоличный исполнительный орган), наделен законом абсолютными полномочиями по реализации правосубъектности юридического лица в трудовых отношениях. Поэтому именно руководитель (единоличный исполнительный орган) общества может принять соответствующее решение о вступлении в объединение работодателей, призванное представлять интересы работодателей и защищать их права во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, координировать деятельность работодателей в сфере социально-трудовых отношений[5]. Согласно п. 2 ст. 69 Федерального закона «Об акционерных обществах» единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества, т.е. осуществляет права работодателя в полном объеме.

В ст. 71 Федерального закона «Об акционерных обществах» установлен специальный способ защиты корпоративных прав общества и его акционеров в случае их несогласия с решениями единоличного исполнительного органа, а также в случае причинения обществу убытков виновными действиями (бездействием) единоличного исполнительного органа.

На правомерность действий руководителя (директора, генерального директора) акционерного общества, принявшего решение о вступлении в объединение работодателей без вынесения этого вопроса на общее собрание указывает и имеющаяся судебная практика. Так постановлением Второго Арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2007 года по делу № А29-3424/2007, которым оставлена без удовлетворения апелляционная жалоба Открытого акционерного общества «Т» (далее – истец, ОАО «Т») о признании недействительной сделки по вступлению ОАО «Т» в Ассоциацию предприятий жилищно-коммунального хозяйства субъекта РФ (далее – ответчик, Ассоциация ЖКХ). Исковые требования были мотивированы тем, что вступление ОАО «Т» в Ассоциацию ЖКХ влечет для общества незапланированные затраты в виде уплаты членских взносов. Суд первой инстанции (Арбитражный суд Республики Коми) отказал ответчику в удовлетворении исковых требований, ввиду того, что ответчик не является объединением коммерческих организаций, вступление ОАО "Т." в Республиканское отраслевое объединение работодателей "Ассоциация предприятий ЖКХ субъекта РФ" не регулируется нормами, предусмотренными пп. 18 п. 1 ст. 48 Федерального закона "Об акционерных обществах". При вступлении акционерного общества в члены объединения работодателей Ассоциация ЖКХ не требуется решения общего собрания акционеров.

Законность вынесенного решения Арбитражного суда Республики Коми от 02 августа 2007 г. по делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом, который не усмотрел нарушения прав и интересов ОАО «Т» оспариваемыми действиями руководителя и пришел к выводу о том, что требования истца правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения. В соответствии с Уставом Ассоциации ЖКХ за членом ассоциации сохраняется право свободного выхода из нее на основании поданного заявления. Данное право может быть реализовано истцом в любое время, свободно, по его инициативе. Таким образом, вступлением общества в члены ассоциации права и интересы акционерного общества не нарушены, угрозы нарушения прав не создано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 января 2008 г. решение Арбитражного суда Республики Коми от 02 августа 2007 г. и постановление Второго Арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2007 года по делу № А29-3424/2007 оставлены без изменения, а кассационная жалоба ОАО «Т» - без удовлетворения.

Таким образом, решение о вступлении в объединение работодателей  не находится в компетенции общего собрания общества.

В тоже время, нельзя согласиться с утверждением, что участие в объединении работодателей не порождает никаких, кроме социально-трудовых, работодательских обязательств юридического лица перед работниками, а потому не требует санкции акционеров (участников) для реализации установленных законом прав руководителя (единоличного исполнительного органа).[6] Учитывая, что Уставами большинства объединений работодателей предусматривается уплата работодателями членских взносов в объединение, т.е. расходование денежных средств организации, законодателем была предусмотрена норма о необходимости вынесения вопроса о вступлении общества в иную организацию на рассмотрение совета директоров (наблюдательного совета) общества.Согласно пп. 17.1 п. 1 ст. 65 Федерального закона «Об акционерных обществах»[7], введенному Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 146-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах», к компетенции совета директоров относится принятие решений об участии и о прекращении участия общества в других организациях (за исключением организаций, указанных в пп. 18 п. 1 ст. 48 настоящего Федерального закона), если уставом общества это не отнесено к компетенции исполнительных органов общества.

Таким образом, после вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 146-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (т.е. с 8 августа 2006 г.) представляется необходимым выносить решение вопроса о вступлении в объединение работодателей на совет директоров общества, если иное не установлено уставом акционерного общес

А.Б. Иванов

 заместитель генерального директора Союза работодателей

Опубликовано в журнале: «Кадровик: трудовое право для кадровика». № 9. 2009 г.




[1] Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 48, ст. 4741.
[2] Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145.
 
[3] Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 48, ст. 4746.
[4] Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 1.
[5] Чуча, С. Ю. Социальное партнерство в сфере труда: Становление и перспективы развития правового регулирования в Российской Федерации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. - М., 2004. С. 7,16.
[6] Чуча, С.Ю. Указ. соч. С. 7, 16.
[7] Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31 (1 ч.), ст. 3445.