Федеральный закон от 23.04.2012 N 35-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".
Установлен упрощенный порядок разрешения дел в суде по требованиям о взыскании денежной компенсации, начисляемой за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы
До настоящего времени взыскание указанной денежной компенсации осуществлялось в порядке искового производства. Согласно поправкам, внесенным в Гражданский процессуальный кодекс РФ, взыскание денежной компенсации, так же как и взыскание начисленной, но невыплаченной заработной платы, будет осуществляться в порядке приказного производства путем вынесения судебного приказа.
В Трудовом кодексе закреплена возможность переноса выходных дней не только актами Правительства РФ, но и федеральными законами, а также право Правительства РФ переносить два выходных дня из числа сокращенных зимних каникул на другие дни в календарном году.
В 2012 году решено перенести выходные дни с субботы 5 мая на понедельник 7 мая, с субботы 12 мая на вторник 8 мая.
Согласно новой редакции части первой статьи 136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:
1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;
2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;
3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний;
4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Согласно изменениям, внесенным в статью 236 ТК РФ размер компенсации при нарушении установленного срока выплат, причитающихся работнику, может быть повышен не только коллективным или трудовым договором, но и локальным нормативным актом.
Федеральный закон от 01.04.2012 N 27-ФЗ "О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и статьи 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации".
К работе с детьми не будут допускаться лица, имеющие или имевшие судимость за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. Лица, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за указанные преступления (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям), также не будут допускаться к работе с детьми, т.е. к трудовой деятельности либо деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.
Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 N 455 "О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях".
Надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами.
Режим постоянного государственного надзора предусматривает проведение уполномоченными должностными лицами мероприятий по контролю за соблюдением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим объект повышенной опасности, обязательных требований при эксплуатации объекта повышенной опасности, ведении технологических процессов и работ на данном объекте.
График проведения мероприятий по контролю утверждается приказом Ростехнадзора.
Мероприятия по контролю, их результаты, а также составленные или полученные при проведении контроля документы и информация отражаются в надзорном деле объекта повышенной опасности в порядке, установленном Ростехнадзором.
Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 436 «Об отмене и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам безопасности средств индивидуальной защиты». ("Собрание законодательства РФ", 14.05.2012, N 20, ст. 2538).
Правительство Российской Федерации постановило:
Отменить с 1 июня 2012 г. постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. N 1213 "Об утверждении технического регламента о безопасности средств индивидуальной защиты" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 4, ст. 391).
Признаны утратившими силу с 1 июня 2012 г.:
пункт 68 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. N 1002;
постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. N 1073 "Об утверждении списка средств индивидуальной защиты, подлежащих обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этих средств в соответствии с их назначением на территории Российской Федерации";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 222-р О Перечне национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента о безопасности средств индивидуальной защиты и осуществлении оценки соответствия;
пункт 23 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2012 г. N 97 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 7, ст. 877).
Приказ Минздравсоцразвития России от 9 апреля 2012 г. № 320н.
Приказом Минздравсоцразвития России от 09.04.2012 № 320н внесены изменения в «Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению» (далее – Порядок), утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2007 № 260. Согласно Порядку отраслевые соглашения подлежат опубликованию в журнале "Охрана и экономика труда", журнале "Промышленник России" и газете "Солидарность" (ранее соглашения публиковались в газете «Ваше право»). Изменения в Порядок зарегистрированы в Минюсте России 26.04.2012 № 23947, опубликованы в издании "Российская газета", № 99, 04 мая 2012г. и вступили в силу 15 мая 2012 г. В соответствии с Порядком после опубликования в журнале "Охрана и экономика труда" стороны соглашения вправе будут предложить Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему.
Приказ Ростехнадзора от 21.12.2011 N 721"Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по выдаче разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2012 N 23937).
Регламентирован порядок выдачи Ростехнадзором разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии.
Заявителями на получение разрешения являются работники объектов использования атомной энергии, перечень должностей которых утвержден Правительством РФ.
Срок выдачи разрешения составляет 60 рабочих дней. Определен перечень документов, прилагаемых к заявлению на получение разрешения.
Установлены сроки и последовательность административных процедур, выполняемых должностными лицами Ростехнадзора, при предоставлении данной государственной услуги.
В приложении к документу приведены адреса и телефоны территориальных органов Ростехнадзора по субъектам РФ.
Определение Верховного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2012 г. № АКПИ12-317.
Согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2012 № АКПИ12-317 в связи с изменением федеральным законодателем определения порядка установления минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальных размеров повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, устанавливающие перечни указанных работ (в том числе, постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день"), не применяются, поскольку противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации и являются недействующими.
Проект приказа Минздравсоцразвития России от 4 апреля 2012 г. «Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».
Проект Административного регламента определяет стандарты, сроки и последовательность действий (административных процедур) территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации при предоставлении государственной услуги по принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Проект федерального закона от 2 мая 2012 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (в части законодательного регулирования порядка разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов).
Законопроект подготовлен в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 9 сентября 2010 г. № Пр-2663 и пунктом 1 поручения Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г.
№ ВП-П8-6598 с целью обеспечения разработки профессиональных стандартов приоритетным направлениям модернизации и технологического развития (энергоэффективность, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации).
Основу действующей в настоящее время в Российской Федерации системы квалификаций составляют Квалификационные справочники (ЕТКС – по профессиям рабочих, ЕКС – по должностям служащих).
За годы рыночных преобразований в значительной степени изменилась структура занятости населения. Так, если к началу 1990-х годов структура занятости носила преимущественно индустриальный характер, то в настоящее время в структуре занятости населения значительное место занимает сфера услуг. Кроме того, появилось множество профессий, не существовавших в период плановой экономики (менеджеры, логисты, маркетологи и пр.), что также требует обновления содержания квалификационных справочников.
Все те проблемы, которые были упомянуты выше поставили остро проблему модернизации национальной системы квалификации.
Изменение подходов к квалификационным характеристикам создаст условия для обновления существующего перечня профессий рабочих и должностей служащих путем исключения устаревших наименований профессий и должностей, дополнения новыми наименованиями, а также позволит уменьшить количество профессий рабочих и должностей служащих путем укрупнения и (или) объединения существующих.
Институтом, который определяет единые правила игры на рынке труда в вопросах формирования и использования квалифицированной рабочей силы, а также берет на себя функции базы согласования спроса и предложения на рабочую силу через установление соответствия между системой подготовки кадров (на основе образовательных стандартов) и сферой их использования (на основе установления единых профессионально-квалификационных требований), становится профессиональный стандарт.
Использование профессиональных стандартов устанавливает согласованные требования к качеству труда посредством влияния на производительность, повышение качества подготовки работников в системе профессионального образования, развитие обучения на производстве, повышение уровня квалификации действующих работников. Возможность своевременной адаптации к постоянным изменениям на рынке труда становится ключевым показателем качества системы подготовки кадров, что особенно важно для сферы развития профессиональных компетенций.
Профессиональный стандарт должен раскрывать содержание профессиональной деятельности в рамках определенного вида экономической деятельности, а также требования к квалификации работника и представлять наиболее полную и актуальную информацию о требованиях к квалификациям, необходимым для выполнения конкретных видов трудовой деятельности.
Профессиональные стандарты могут внести существенный вклад в разработку качественных образовательных программ и программ профессионального обучения при условии, что они непосредственно связаны с потребностями рабочего места и всей экономики.
Поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрена разработка профессиональных стандартов подготовлен законопроект, которым предусмотрено внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части законодательного регулирования порядка разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов.
Законопроектом предусмотрено, что порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов определяется Правительством Российской Федерации.
Предполагается, что право на разработку профессиональных стандартов будут иметь федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединения работодателей, саморегулируемые организации и другие заинтересованные организации, с участием профессиональных союзов.
В результате принятия законопроекта не произойдет автоматический отмены ЕТКС и ЕКС, поскольку если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (абзац 3 части второй статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации).
Так, например, в настоящее время при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации.
Когда предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений не будут зависеть от наименований профессий и должностей произойдет окончательный переход от системы ЕТКС и ЕКС, основанной на системе установления требований к знаниям и умениям в зависимости от занимаемой должности или профессии, к профессиональным стандартам, основанным на формировании требований к профессиональной квалификации работников (знаниям, умениям и опыту работника при выполнении конкретных трудовых функций в рамках определенного вида профессиональной деятельности), отражающих требования рынка труда.
При подготовке обзора использована информация Правовой системы Консультант Плюс, Интернет-сайтов Государственной Думы РФ и Минздравсоцразвития России).
А.Б.Иванов