Состоялось заседание рабочей группы Комиссии в области экономической политики: по доходам, заработной плате и уровню жизни населения; по развитию рынка труда и гарантиям занятости населения

13 октября 2009
Картинка: 

9 октября 2009 г. в Доме Правительства РФ состоялось совместное заседание рабочих групп Комиссии в области экономической политики; по доходам, заработной плате и уровню жизни населения; по развитию рынка труда и гарантиям занятости населения, на котором в соответствии с пунктами 11 и 12 Единого плана первоочередных мероприятий Российской трёхсторонней комиссии на II полугодие 2009 г. были рассмотрены подготовленные Минэкономразвития России и Минфином России материалы по следующим вопросам:

  • об основных социальных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов;
  • о предельных уровнях цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий на 2010 год и оценке социально-экономических последствий их установления для населения и отдельных видов экономической деятельности.
 
В ходе работы экспертной рабочей группы были рассмотрены материалы, предоставленные Министерством финансов Российской Федерации об основных социальных параметрах проекта федерального бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов. В результате выяснилось, что в настоящее время прогноз основных показателей социально-экономического развития на 2010-2012 годы значительно ухудшился по сравнению с тем, что прогнозировалось в середине 2008 г. Столь серьёзные изменения в оценках социально-экономического развития объясняются в том числе и тем, что предыдущий прогноз оказался сверх оптимистичным.
 
Новый прогноз значительно отличается от прежнего по темпам роста ВВП. Если в середине прошлого года ожидалось, что ВВП в 2011 году по сравнению с 2008 годом вырастет более чем на 20 %, то согласно текущим оценкам в 2011 году физические объемы ВВП окажутся ниже уровня 2008 года на 4,2 %, а номинальный объём ВВП будет на 24-29 % ниже первоначальных показателей бюджетных проектировок на 2009-2011 годы.
 
Согласно текущему прогнозу, после глубокого падения ВВП в 2009 году, будет наблюдаться постепенный выход из рецессии.
Согласно текущему прогнозу социально-экономического развития в период 2010-2012 годов на фоне стабилизации мировой экономики и благодаря реализуемым Правительством Российской Федерации антикризисным мерам в России восстановится положительная динамика экономического роста. В 2010 году прирост ВВП составит 1,6 %, после чего он будет постепенно повышаться: до 3,0 % - в 2011 году и 4,3 % - в 2012 году.
 
Прирост инвестиций в основной капитал в 2010 г. составит порядка 1,0 % и будет происходить, главным образом, за счёт капиталовложений в естественные монополии. В 2011-2012 годах предполагается оживление инвестиционной активности во всех сегментах экономики благодаря стабилизации банковской системы и росту кредитования. Прирост инвестиций в 2011-2012 годах составит 7,2 % и 10,4% соответственно.
 
Доходы населения в реальном выражении в 2010 году увеличатся на 0,4 % по сравнению с уровнем 2009 года. В последующие годы реальные доходы будут расти с темпом 3-4 % в год. Средняя номинальная заработная плата согласно прогнозу будет увеличиваться на 10-11% в год. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.08 г. №91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.09 г. минимальный размер оплаты труда установлен в размере 4 330 рублей в месяц (увеличен в 1,88 раза), что соответствует величине прожиточного минимума трудоспособного населения в IV квартале 2007 года, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.08 г. №347. В дальнейшем вопрос о возможности индексации минимального размера оплаты труда предполагается рассматривать с учётом ситуации на рынке труда и финансового состояния организаций.
 
Целевые параметры инфляции на 2010 год определены на уровне 9-10 %, на 2011 год-7-8%, на 2012 год-57%.
Расчёты бюджетных корректировок на 2010-2012 годы основываются на прогнозе среднегодового курса доллара в 2010 году-33,9 руб., в 2011 году-34,8 руб. и среднегодовой цены на нефть.
 
Ближайшие несколько лет должны стать переходным периодом, когда придётся балансировать между необходимостью проведения стимулирующей бюджетной политики и восстановлением макроэкономической стабильности. Компромисс между этими требованиями будет достигаться при постепенном сокращении бюджетного дефицита-до 6,8 % ВВП в 2010 году, 4,0% ВВП в 2011 году и 3,0% ВВП в 2012 году.
 
Вторым вопросом, вынесенным на рассмотрение комиссии, был предельный уровень тарифов на продукцию/услуги естественных монополий на 2010 год и возможные последствия их установления для населения. С докладом по данному вопросу выступил заместитель директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития России А.В. Макрушин. В ходе доклада было отмечено, что регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию производится органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в рамках предельных уровней тарифов, устанавливаемых ФСТ России. В свою очередь, ФСТ России при установлении предельных уровней тарифов руководствуется предельными значениями макроэкономических параметров, определенными прогнозом социально-экономического развития страны. А.В. Макрушин отметил, что был проведён анализ решений в сфере регулирования тарифов естественных монополий, учитывающий:
  • во-первых, снижение расходов естественных монополий на топливо, металл и другие используемые товары и услуги;
  • во-вторых, потребности, связанные с реализацией инвестиционных программ в условиях ухудшения доступа к заёмному финансированию;
  • в-третьих, обеспечение энергоэффективности экономики;
  • в-четвертых, необходимость социальной защиты граждан в условиях экономического кризиса, в результате которого предлагаемые меры, с одной стороны, позволят снизить расходы промышленных предприятий и населения, с другой стороны, будут стимулировать энергосбережение и применение энергоэффективных технологий, а также обеспечат реализацию согласованных инвестиционных и производственных программ естественных монополий.
Приоритетной задачей тарифной политики в 2010-2012 г. является ограничение темпов роста тарифов на продукцию/услуги естественных монополий при сохранении текущей надёжности и качества снабжения потребителей товарами и услугами субъектов естественных монополий.
 
По результатам рассмотрения вышеуказанных вопросов, было принято решение принять к сведению информацию, предоставленную Минэкономразвития России и Минфин России.

                                                                                                          Н.В. Редькина