Государственная корпорация - участник системы социального партнерства: опыт атомной отрасли России

23 октября 2009

Сегодня в прессе активно обсуждается вопрос о перспективах государственной корпорации в качестве организационно-правовой формы некоммерческих организаций.

В частности, высказываются предложения по преобразованию отдельных государственных корпораций в органы государственной власти, хозяйственные общества со стопроцентным государственным участием.[1]


 
Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства в проекте "Концепции развития законодательства о юридических лицах" предлагает упразднить государственную корпорацию как организационно - правовую форму юридического лица. При этом авторы указанного проекта Концепции подчеркивают, что госкорпорация является не организационно-правовой формой юридического лица в смысле главы 4 Гражданского кодекса РФ, а специальным способом создания субъектов права, уникальных по своему правовому (частно-правовому и публично-правовому) статусу.  Оценка необходимости их создания и функционирования выходит за рамки гражданского права [2].
 
Не углубляясь в анализ эффективности функционирования и уникальности госкорпораций, следует отметить, что например, деятельность уполномоченного органа управления использования атомной энергии - Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в сфере социального партнерства является уникальной и эффективной. Госкорпорация «Росатом», участвуя в социально-партнерских отношениях в атомной отрасли, не дублирует функции представителя работодателей атомной отрасли - Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России» (далее – Союз работодателей), а выступает на его стороне, гарантируя в тоже время (поскольку Госкорпорация «Росатом» имеет властные полномочия в отношении работодателей - субъектов трудовых отношений) выполнение работодателями отрасли значительного числа обязательств, содержащихся в актах социального партнерства.
 
Исходя из федерального законодательства, на примере Госкорпорации «Росатом», рассмотрим вопрос участия государственных корпораций в социальном партнерстве.
Правовое положение Госкорпорации «Росатом» определяется Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"[3], Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2008 г. № 369 "О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"[4]. В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ Госкорпорации «Росатом» переданы основные функции ликвидированного федерального органа исполнительной власти - Федерального агентства по атомной энергетике. Создание Госкорпорации "Росатом" привело к изменению существовавшей долгие годы трехсторонней (отраслевой профсоюз, отраслевое объединение работодателей, федеральный орган исполнительной власти) и формированию новой, двусторонней (отраслевой профсоюз, отраслевое объединение работодателей), модели социального партнерства.Госкорпорация – не является объединением работодателей, что не позволяет ей представлять интересы работодателей отрасли в социально-партнерских отношениях (ст. 33 ТК РФ), однако ее координирующая роль в атомной отрасли и широкие полномочия в социально трудовой сфере требовали обязательного участия представителей Госкорпорации «Росатом» в системе социального партнерства. В этой связи руководством Госкорпорации «Росатом» было принято решение войти в Правление Союза работодателей, в Отраслевую комиссию по регулированию социально-трудовых отношений. При этом в Отраслевом соглашении по атомной энергетике, промышленности и науке на 2009-2011 годы (далее - Соглашение), заключенном 13 февраля 2009 г.[5] Союзом работодателей и отраслевым профсоюзом, Госкорпорация выступает в качестве участника, принимающего на себя широкий круг обязательств в социально-трудовой сфере. Большинство из этих обязательств обусловлено нормотворческой функцией Госкорпорации.
 
В Отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений представители Госкорпорации выступают на стороне Союза работодателей. Следует подчеркнуть, что только после создания Госкорпорации Отраслевая комиссия стала собираться на постоянной основе, а не от случая к случаю, как это было раньше. [6]
 
В трудовом законодательстве указано, что сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (ст. 25 ТК РФ).
 
В соответствии со ст. 34 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ) представителями работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления. Изменения, внесенные в ТК РФ в 2006 г. не учитывали появление новых участников социального партнерства, которыми сегодня по праву должны быть признаны государственные корпорации.
 
Отдельные функции и полномочия публично-правового характера, имеющиеся у Госкорпорации, делают ее очень похожей на федеральный орган исполнительной власти[7]. Госкорпорация принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в частности, регламентирующие порядок определения производств, работ и профессий, с учетом которых устанавливается дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
 
Нормативные правовые акты Госкорпорации подлежат регистрации и опубликованию в порядке, установленном для государственной регистрации и опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, и могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
 
В соответствии с п. 1.8.3 Соглашения Госкорпорация принимает нормативные и правовые акты по социально-трудовым вопросам, затрагивающим интересы работников и работодателей, после обсуждения на заседаниях Отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Таким образом, через социально-партнерское Соглашение Госкорпорация «Росатом» приняла на себя обязанность по рассмотрению предложений социальных партнеров в сфере труда, предусмотренную для органов государственной власти в ст. 35.1 ТК РФ. 
Кроме того, Госкорпорация рассматривает предложения работодателей о внесении в Правительство Российской Федерации предложений по совершенствованию налоговой и кредитно-денежной политики, а также по оказанию государственной поддержки организациям ядерного комплекса с учетом особенностей их функционирования (п. 1.8.2 Соглашения).
 
Госкорпорация «Росатом» наделена Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ широкими полномочиями по осуществлению прав собственника имущества подведомственных предприятий и учреждений, в том числе и в социально-трудовой сфере. Госкорпорация назначает на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных предприятий и учреждений, заключает, изменяет и прекращает трудовые договоры с ними в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; согласовывает прием на работу и увольнение с работы главных бухгалтеров подведомственных предприятий и учреждений, заключение, изменение и прекращение трудовых договоров с ними.
 
Госкорпорация разрабатывает кадровую политику и единую политику по формированию системы оплаты труда и социальной защиты работников в Госкорпорации и в организациях Госкорпорации и обеспечивает реализацию указанной политики; осуществляет деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в области использования атомной энергии.
 
Указанные полномочия свидетельствуют о необходимости участия Госкорпорации в социальном партнерстве, учете ее мнения при возложении обязательств на работодателей атомной отрасли, входящих в Союз работодателей.
Положения Федерального закона дополняются обязательствами, которые принимает на себя Госкорпорация через социально-партнерское Соглашение.
 
Так, в сфере охраны труда Госкорпорация организует разработку новых и пересмотр действующих отраслевых нормативных правовых актов по охране труда для организаций атомной энергетики, промышленности и науки и утверждает их в установленном порядке по согласованию с отраслевым профсоюзом; организует проведение научно - исследовательских работ общеотраслевого характера по разработке и изготовлению новых средств индивидуальной и коллективной защиты от вредных производственных факторов и представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере труда, предложение о включении их в Типовые отраслевые нормы (п. 5.5 Соглашения).
 
В области оплаты труда Госкорпорация разрабатывает рекомендации по единой политике формирования систем оплаты труда в организациях с учётом мнения отраслевого профсоюза (п. 6.3.1 Соглашения). В целях сохранения высококвалифицированного кадрового потенциала организаций ядерного оружейного комплекса Госкорпорация разрабатывает меры по оказанию дополнительной материальной поддержки работников указанных организаций, занятых выполнением государственного оборонного заказа; изыскивает возможность выделения дополнительных средств на оплату труда работников организациям, обеспечившим выполнение установленного темпа роста производительности труда (п. 6.3.2 Соглашения).
 
В области социальной политики Госкорпорация разрабатывает совместно с представителями работодателей и участием отраслевого профсоюза единую политику по формированию социальной защиты работников и на ее основе координирует разработку корпоративных социальных программ с определением источников их финансирования по следующим направлениям: охрана здоровья и медицинское обеспечение; обеспечение жильем; социальная поддержка ветеранов; социальная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая, культурно-просветительская и воспитательная работа; работа с молодежью. Госкорпорация также устанавливает совместно с представителями работодателей и с учетом мнения отраслевого профсоюза единые для организаций социальные стандарты в области добровольного медицинского страхования, негосударственного пенсионного обеспечения (страхования), санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и оздоровления, обеспечения жильем работников и других направлениях их социальной поддержки (п. 7.1 Соглашения).
 
В рамках отраслевой системы социального партнерства Союз работодателей, Госкорпорация и отраслевой профсоюз представляют друг другу информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для выполнения Соглашения, проводят взаимные консультации по социально-экономическим вопросам (п. 1.9.1 Соглашения).
 
Соглашение является ярким примером того, что участие Госкорпорации в социальном партнерстве оправдано и должно быть признано законодателем. Необходимо узаконить право Госкорпорации быть представителем работодателей подведомственных ей предприятий и учреждений, вместе с Союзом работодателей. Статью 34 ТК РФ следует дополнить частью второй следующего содержания: «Представителями работодателей – подведомственных предприятий и учреждений государственных корпораций, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие государственные корпорации, действующие совместно с объединениями работодателей. Государственные корпорации могут являться участниками соответствующих объединений работодателей».
 
В целях защиты конституционного права на объединение, в том числе и права работодателей на объединение, следует зафиксировать в Трудовом кодексе РФ, что наличие иного представителя работодателей не может являться препятствием для осуществления своих полномочий объединениями работодателей. Указанное дополнение в полной мере отвечает принципам, закрепленным в международных актах, в частности, в Конвенции Международной Организации Труда № 87 «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию»[8].
 
В заключении следует отметить, что будущие законодательные решения по государственным корпорациям, должны учитывать и положительные моменты, выявляющиеся в процессе функционирования этих уникальных организационно-правовых форм юридического лица, в том числе и позитивную роль Госкорпорации «Росатом» в развитии социального партнерства в атомной отрасли.
 
А.Б. Иванов
 
 

 


[1]Коммерсантъ от 19 марта 2009 г.
[2] www.mostpp.ru/pages.php?name=business1_44.
[3] Собрание законодательства РФ, 2007, № 49, ст. 6078.
[4] Собрание законодательства РФ, 2008, № 12, ст. 1112.
[5]www.srrosatom.ru; журнал «Труд и страхование», 2009 г., № 5-6.
[6] Оптимальный баланс интересов / Атом-пресса № 7 (844) февраль 2009. С. 1.
 
[7] ст. 8, 10, 23 и др. Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ.
[8] Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 859 - 864.