Заседание рабочей группы РТК

20 сентября 2012

12 сентября 2012 года представитель Союза работодателей принял  участие в заседании рабочей группы Российской трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений  по защите трудовых прав, охране труда, промышленной и экологической безопасности.

12 сентября 2012 года представитель Союза работодателей принял  участие в заседании рабочей группы Российской трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений  по защите трудовых прав, охране труда, промышленной и экологической безопасности.

На заседании были рассмотрены следующие  вопросы:

1. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 143 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Проект предусматривает выделение наиболее опасных, по мнению разработчиков, нарушений законодательства об охране труда из предусмотренных в статье 5.27 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях нарушений трудового законодательства в целом в отдельную статью 5.271, состоящую из девяти частей и предусматривающую  следующие отдельные составы правонарушений в области охраны труда, а именно:

- нарушение организацией, аккредитованной на право оказания услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда установленного порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

- непроведение работодателем аттестации рабочих мест по условиям труда;

- допущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) и обязательных психиатрических освидетельствований, а также медицинских осмотров перед началом рабочего дня (рабочей смены), в течение и по окончании рабочего дня (рабочей смены), а также в случае медицинских противопоказаний;

- допуск к работе лиц, не прошедших обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

- необеспечение работников  средствами индивидуальной защиты;

- непредставление работникам информации об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты, а равно неознакомление работников с требованиями охраны труда;

- несоблюдение государственных нормативных требований охраны труда к безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.

Кроме того, с целью недопущения возникновения коррупциогенных факторов  Проектом предусмотрены поправки в статьи 23.1 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые выводят повторно совершенные нарушения требований трудового  законодательства и законодательства об охране труда из сферы действия федеральной инспекции труда и тем самым не дают права инспекторам федеральной инспекции труда  рассматривать и принимать решения по административным правонарушениям, совершенным повторно, а требуют передачи материалов по указанным повторно совершенным правонарушениям на рассмотрение в судебные органы.

Учитывая, что административное приостановление деятельности (статья 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) применяется только в случае угрозы жизни или здоровью людей, Проектом предлагается исключить данную норму в отношении правонарушений в области трудовых прав работников, за исключением правонарушений в сфере охраны труда, совершенных повторно как напрямую связанных с обеспечением сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Кроме того, должностных лиц, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, впервые допустивших нарушения, предлагается не подвергать административному наказанию в виде штрафа, введя предупреждение в качестве альтернативной санкции за данные нарушения, что в некоторой степени обеспечивает снижение административной и финансовой нагрузки на бизнес, хотя и не устраняет риск усмотрения контролирующего органа при рассмотрении административного правонарушения.

Следует отметить, что действующая редакция статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сформулированная общим образом - нарушение законодательства о труде и охране труда - устанавливает административную ответственность фактически за любое нарушение названных норм законодательства должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Таким образом, отсутствует пробел в правовом регулировании отношений, связанных с установлением ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда, что делает излишним введение в Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнительных статей за нарушения нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

По мнению Союза работодателей, направленному в Минтруда России, следует рассматривать вопрос об адекватности существующей санкции (дисквалификация) за повторное нарушение законодательства о труде и охране труда с учетом различной степени общественной опасности нарушений, допускаемых работодателем. Необходимо введение в часть 2 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях альтернативных дисквалификации санкций, учитывающих тяжесть совершенного повторно правонарушения, а также более четко прописать критерии применения таких санкций, как дисквалификация, исходя из того, что работодатель, как никто другой, заинтересован в выполнении требований охраны труда для нормального функционирования организации.

В Пояснительной записке к Проекту провозглашается необходимость решения задачи по сокращению уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Однако указанную задачу предлагается решать не продуктивным путем перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками и совершенствования нормативных правовых актов в сфере охраны труда (например, порядка проведения аттестации рабочих мест), а путем экономически необоснованного ужесточения штрафных санкций. Между тем, в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации  от 9 октября 2007 г. № 1351, на которую ссылаются авторы Проекта, решение задач сформулированных в указанной Концепции должно происходить за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда, а не за счет введения несоразмерных административных штрафов, не соответствующих общим началам законодательства об административных правонарушениях.

Рабочая группа рекомендовала Минтруда России создать рабочую группу из представителей сторон социального партнерства, Федеральной службы по труду и занятости и поручить указанной рабочей группе доработать законопроект с учетом замечаний и предложений членов и экспертов  рабочей группы, после чего рассмотреть доработанный проект на заседании рабочей группы РТК по защите трудовых прав, охране труда, промышленной и экологической безопасности.

2. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года № 870».

 Проектом предлагается исключить из Постановления № 870 ссылки на тяжелые работы и особые условия труда, ввиду того, что в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса  РФ работникам, занятым на тяжелых работах и работах с иными особыми условиями труда, предоставляется только повышенная оплата труда. Сокращенная продолжительность рабочего времени и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск указанным работникам не предусмотрен. Однако, надзорные и судебные органы неоднозначно трактуют нормы Постановления № 870 и требуют от работодателей предоставления всех трех видов компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и в особых условиях труда. При этом понятие «особые условия труда» в законодательстве не раскрыто.

Профсоюзная сторона не поддержала проект постановления Правительства. Сторона  работодателей в целом проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года № 870» поддержала с учетом необходимости дальнейшей доработки Постановления № 870.

3. О предложениях Минтруда России о внесении изменений в действующее законодательство по вопросам режима труда и отдыха работников, занятых в угольной отрасли. Принято решение доработать предложения, некоторые из них, в частности,  установление возможности замены дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда денежной компенсацией по заявлению работника, противоречат принципам охраны труда.

4. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О переносе выходных дней в 2013 году». Проект постановления, предусматривающий перенос в 2013 году следующих выходных дней: с субботы 5 января на четверг 2 мая, с воскресенья 6 января на пятницу 3 мая, с понедельника 25 февраля на пятницу 10 мая, был поддержан сторонами рабочей группы.