10 ноября 2009
30 октября 2009 г. в зале Дома Правительства РФ состоялось очередное заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
На заседании был рассмотренн ряд актуальных вопросов:
- о проекте федерального закона «О внесении изменений в Закон РФ "О занятости населения в РФ»;
- о проекте постановления Правительства РФ «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2010 год»;
- о проектах постановлений Правительства Российской Федерации «Об определении на 2010 год потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников», «Об утверждении на 2010 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу», «Об утверждении на 2010 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности»;
- о ситуации на рынке труда;
- о введении новых систем оплаты труда и состоянии задолженности по выплате заработной платы в учреждениях и организациях Омской области;
- об организации оздоровительной кампании детей в 2010 году и подготовке нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы оздоровления детей;
- об основных социальных параметрах прогноза социально-экономического развития РФ и проекта федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов и о предельных уровнях цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов и оценке социально -экономических последствий их установления для населения и отдельных видов экономической деятельности;
- о проекте постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постновление Правительства РФ от 15.06.07 г. №375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию»;
- об организации проведения всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности»;
- о проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 25 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
В ходе работы комиссии были заслушаны доклады заместителя Министра здравоохранения и социального развития РФ М.А.Топилина и директора по трудовым отношениям Российского союза промышленников и предпринимателей М.В.Москвиной, которые сообщили, что Проект федерального закона разработан в целях исключения дифференциации прав граждан на получение пособия по безработице и стипендии в размерах и в сроки, устанавливаемые в зависимости от правового статуса работодателя, а также в целях наделения органов службы занятости правом предложения безработным гражданам, уволенным в связи с прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников, досрочного назначения им трудовой пенсии по старости. Проектом федерального закона предлагается установить, что данный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года, поскольку средства федерального бюджета на реализацию предлагаемых изменений в Закон о занятости населения будут учтены при подготовке проекта федерального бюджета на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов. Выплаты пособия по безработице, пенсий, назначенных досрочно, указанным категориям граждан, будут осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом субъектов РФ на осуществление переданных полномочий РФ в области содействия занятости населения и дополнительных ассигнований не потребуется.
Далее на рассмотрение Комиссии был вынесен проект постановления Правительства РФ, представленный Министерством здравоохранения и социального развития РФ, «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2010 год». Данный проект разработан в целях реализации п.2 ст.33 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в РФ», которым установлено, что размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством РФ. В этой связи было принято установить на 2010 г. минимальную величину пособия по безработице в размере 850 рублей и макимальную величину пособия по безработице в размере 4900 рублей.
Вопрос о проектах постановлений Правительства Российской Федерации «Об определении на 2010 год потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников», «Об утверждении на 2010 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу», «Об утверждении на 2010 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» было решено перенести на следующее заседание РТК.
Следующим вопросом, рассмотренным на заседании комиссии, был обзор ситуации, сложившейся на рынке труда субъектов РФ. В ходе своего выступления ответственный секретарь Комиссии В.Т.Понизов отметил, что наблюдается тенденция к снижению официально зарегистрированных безработных граждан, в среднем по РФ на 0,4 % в неделю. Так, по состоянию на 16.09.09 г., общая численность безработных граждан составила 2 086 684 человека, снижение показателей произошло в 61 субъекте РФ. Низкий уровень спроса на продукцию остается серьезной проблемой, влечет за собой снижение объемов производства, сокращение инвестиционных программ и, нередко, социальную напряженность. Доля предприятий, где проявляется в различных формах социальная напряженность, постепенно снижается и составляет 9 %. До сих пор 70 % компаний не вышли на докризисный уровень инвестирования - 80 % предприятий сократили объем инвестирования, одновременно, 11 % компаний увеличили ранее запланированные объемы инвестирования.
По итогам введения новых систем оплаты труда и состоянии задолженности в организациях Омской области было заслушено сообщение заместителя председателя правительства Омской области, министра труда и социального развития А.В.Бесштанько. По окончании выступления было принято решение более детально проработать вопрос и повторно заслушать доклад с учетом замечаний членов РТК, так как предоставленная информация носила больше теоретический характер, отсутствовали практические примеры использования новой системы оплаты труда, а так же не были освещены результаты внедрения.
Большой резонанс вызвал вопрос организации оздоровительной компании детей в 2010 г. С докладом по данному вопросу выступила директор департамента социальной защиты Министерства здравоохранения и социального развития РФ О.В.Самарина.. В ходе доклада было отмечено, что с 2010 года в бюджете Фонда социального страхования РФ денежные средства на проведение оздоровительной компании детей планироваться не будут, а будет предусмотрено закрепление за субъектами РФ полномочий по осуществлению и финансовому обеспечению мероприятий по оздоровлению и отдыху детей с увеличением доходной базы субъектов РФ в связи с изменениями налогового законодательства. В ходе дальнейшей дискуссии было выслушано мнение профсоюзной стороны, которое идет в разрез с мнением Министерства здравоохранения и социального развития РФ и не поддерживает данные изменения в федеральном законе, так как они способствуют сведению к минимальному финансированию оздоровительных программ со стороны субъектов РФ.
С докладом об основных социальных параметрах прогноза социально-экономического развития РФ и проекта федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов и о предельных уровнях цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов и оценке социально -экономических последствий их установления для населения и отдельных видов экономической деятельности выступила заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России Н.Н.Кузьмина. В результате выснилось, что в настоящее время прогноз основных показателей социально-экономического развития на 2010-2012 годы значительно ухудшился по сравнению с тем, что прогнозировалось в середине 2008 г. Столь серьёзные изменения в оценках социально-экономического развития объясняются в том числе и тем, что предыдущий прогноз оказался сверх оптимистичным. Новый прогноз значительно отличается от прежнего по темпам роста ВВП. Если в середине прошлого года ожидалось, что ВВП в 2011 году по сравнению с 2008 годом вырастет более чем на 20 %, то согласно текущим оценкам в 2011 году физические объемы ВВП окажутся ниже уровня 2008 года на 4,2 %, а номинальный оьъём ВВП будет на 24-29 % ниже первоначальных показателей бюджетных проектировок на 2009-2011 годы.Согласно текущему прогнозу, после глубокого падения ВВП в 2009 году, будет наблюдаться постепенный выход из рецессии. Согласно текущему прогнозу социально-экономического развития в период 2010-2012 годов на фоне стабилизации мировой экономики и благодаря реализуемым Правительством Российской Федерации антикризисным мерам в России восстановится положительная динамика эономическог роста. В 2010 году прирост ВВП составит 1,6 %, после чего он будет постепенно повышаться: до 3,0 % - в 2011 году и 4,3 % - в 2012 году. Прирост инвестиций в основной капитал в 2010 г. составит порядка 1,0 % и будет происходить, главным образом, за счёт капиталовложений в естественные монополии. В 2011-2012 годах предполагается оживление инестиционной активности во всех сегментах экономики благодаря стабилизации банковской системы и росту кредитования. Прирост инвестиций в 2011-2012 годах составит 7,2 % и 10,4% соответственно. Доходы населения в реальном выражении в 2010 году увеличатся на 0,4 % по сравнению с уровнем 2009 года. В последующие годы реальные доходы будут рости с темпом 3-4 % в год. Средняя номинальная заработная плата согласно прогнозу будет увеличиваться на 10-11% в год. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.08 г. №91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.09 г. минимальный размер оплаты труда установлен в размере 4 330 рублей в месяц (увеличен в 1,88 раза), что соответствует величине прожиточного минимума трудоспособного населения в IV квартале 2007 года, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.08 г. №347. В дальнейшем вопрос о возможности индексации минимального размера оплаты труда предполагается рассматривать с учётом ситуации на рынке труда и финансового состояния организаций. Целевые параметры инфляции на 2010 год определены на уровне 9-10 %, на 2011 год-7-8%, на 2012 год-57%. Ближайшие несколько лет должны стать переходным периодом, когда придётся балансировать между необходимостью проведения стимулирующей бюджетной политики и восстановлением макроэономической стабильности. Компромисс между этими требованиями будет достигаться при постепенном сокращении бюджетного дифицита-до 6,8 % ВВП в 2010 году, 4,0% ВВП в 2011 году и 3,0% ВВП в 2012 году.
В продолжении своего выступления, Н.Н.Кузьмина отдельное внимание уделила вопосу предельного уровня тарифов на продукцию/услуги естественных монополий на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов и возможных последствий их установления для населения. В ходе доклада было отмечено, что регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию производится органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в рамках предельных уровней тарифов, устанавливаемых ФСТ России. В свою очередь, ФСТ России при установлении предельных уровней тарифов руководствуется предельными значенями макроэкономических параметров, определенными прогнозом социально-экономического развития страны. А.В. Макрушин отметил, что был проведён анализ решений в сфере регулирования тарифов естественных монополий, учитывающий, во-первых, снижение расходов естественных монополий на топливо, металл и другие используемые товары и услуги, во-вторых, потребности, связанные с реализацией инвестиционных программ в условиях ухудшения доступа к заёмному финансированию, в-третьих, обеспечение энергоэффективности экономики, и, в-четвертых, необходимость социальной защиты граждан в условиях экономического кризиса, в результате которого предлагаемые меры, с одной стороны, позволят снизить расходы промышленных предприятий и населения, с другой стороны, будут стимулировать энергосбережение и применение энергоэффективных технологий, а также обеспечат реализацию согласованных инвестиционных и производственных программ естественных монополий. Приоритетной задачей тарифной политики в 2010-2012 г. является ограничение темпов роста тарифов на продукцию/услуги естественных монополий при сохранении текущей надёжности и качества снабжения потребителей товарами и услугами субъектов естественных монополий.
Далее выступил заместитель Министра здравоохранения и социального развития РФ А.Л.Сафонов, который вынес на рассмотрение комиссии сразу два вопроса — первый вопрос каснулся проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постновление Правительства РФ от 15.06.07 г. №375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию», в котором предусмотрено внесение ряда изменений в Положение, в целях приведения его в соответствие с Федеральным законом №255-ФЗ, а также исключение некоторых пунктов, не подлежащих применению с 2010 года, второй - об организации проведения всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности». А.Л.Сафонов отметил, что конкурс будет проводится в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 04.03.09 г. № 265-р в два этапа на региональном и федеральном уровнях по семи номинациям, организационный комитет был утвержден распоряжением Правительства РФ от 27.08.09 г. №1233-р. Итоги конкурса будут подведены в конце февраля-начале марта 2011 года, учитывая социальную нправленность конкурса процедура награждения победителей планируется в торжественной обстановке на заседании РТК с освещением итогов средствами массовой информации.
В заключении был рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 25 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В результате было принято решение согласится с данным проектом, так как есть положительное решение конституционного суда по данному вопросу, было предложено Министерству здравоохранения и социального развития внести проект федерального закона в Правительство РФ в установленном порядке.
Редькина Н.В.