Представитель Союза работодателей принял участие в заседании Российской – трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (29 января 2010 г.), на котором рассматривались доработанные в соответствии с решением рабочей группы Комиссии по защите трудовых прав, охране труда, промышленной и экологической безопасности от 30 декабря 2009 года проекты приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении условий предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест» и «Об утверждении размеров компенсаций (сокращенной продолжительности рабочего времени, минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и минимального размера повышения оплаты труда) работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
Действующий в настоящее время порядок предоставления компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда на основании различных централизованных Списков и Перечней, формировался в условиях плановой экономики СССР по отраслевому принципу, и, как следствие, не учитывает современного уровня развития техники и социально-экономических изменений, происшедших в период с 1990-2006 годы.Кроме этого, за истекшее время, многие производства и цеха приведены в соответствии с нормативными требованиями охраны труда. Это привело к тому, что в настоящее время до 40 % работников, предусмотренных указанными Списками, получают компенсации не обосновано (за работу в безопасных условиях труда). Статусный принцип предоставления компенсаций в сегодняшних условиях приводит к тому, что во вредных условиях заняты порядка 3 млн. человек, а компенсации получают 5 млн.
Представители ФНПР не поддержали проект приказа. Стороны РТК, представляющие Правительство РФ и общероссийские объединения работодателей, поддержали проект приказа Минздрасоцразвития России, поскольку его реализация будет способствовать внедрению экономических методов стимулирования работодателей в улучшении условий и охраны труда, позволит сократить затраты на предоставление компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Кроме того, при доработке проектов в основном были учтены экономически обоснованные предложения общероссийских объединений работодателей, в том числе, Союза работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России.
Размеры компенсаций (продолжительность сокращенной рабочей недели, минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и минимальный размер повышения оплаты труда) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в зависимости от класса условий труда, установленного по результатам аттестации рабочих мест
Класс условий труда
|
Продолжительность сокращенной рабочей недели (в часах)
|
Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (в календарных днях)
|
Размер повышения оплаты труда ( в % к тарифной ставке, окладу)
|
3 ,
в т. ч.
|
|
|
|
3.1
|
-
|
-
|
4
|
3.2
|
-
|
7
|
5
|
3.3*
|
36
|
8
|
6
|
3.4
|
33
|
9
|
7
|
4
|
24
|
10
|
8
|
Сторонами РТК также были рассмотрены и поддержаны проект Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в части установления запрета на работу с детьми для лиц, которые имеют (имели) судимость, подвергаются (подвергались) уголовному преследованию (кроме реабилитированных лиц) за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних); проекты Федеральных законов «О ратификации конвенции (пересмотренной) 1970 года об оплачиваемых отпусках (Конвенция № 132)», «О ратификации Конвенции 1971 года о защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях (Конвенция № 135)», «О ратификации Конвенции 1981 года о содействии коллективным переговорам (Конвенция № 154)» (положения данных Конвенций в основном реализуются в трудовом законодательстве Российской Федерации).
Отрицательный отзыв сторон, представляющих общероссийские объединения работодателей и профсоюзов получил, подготовленный группой депутатов Государственной Думы РФ, законопроект № 280873-5 «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации» (в части особенностей регулирования труда работников, занятых на подземных работах).