Представители Союза работодателей приняли участие в конференциях, проведенных РСПП в рамках Недели российского бизнеса с 12 по 16 апреля и отчетно-выборном съезде ООР РСПП (15 апреля)

20 апреля 2010
Картинка: 

      12 апреля проходила VIII Налоговая конференция РСПП на тему налоговых и бюджетных направлений модернизации и инновационно - ориентированной экономики.

Модератором конференции являлся председатель Совета директоров ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" Владимир Лисин. В работе конференции принял участие недавно назначенный глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин.

Статс-секретарь - заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов отметил отдельные положительные достижения в совместной работе представителей бизнеса и власти в 2009 году. Удалось, в частности, отодвинуть с 2010-го на 2011-й год увеличение взносов предприятий на медицинское и социальное страхование с 26% до 34%. Правительство РФ продолжает обсуждение возможности уменьшения этой цифры до 32% в 2011 году.

Заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Андрей Макаров отметил реальное увеличение нагрузки на бизнес, а не его уменьшение, как справедливо было бы ожидать в период кризиса. «Мы приняли закон о декриминализации налоговой сферы, - отметил Андрей Макаров, - но тут же возникло противодействие со стороны правоохранительных органов, со стороны Генеральной прокуратуры».

По итогам работы конференции принята резолюция, в которой, в частности, отмечается, что фактически налоговая нагрузка на бизнес, как прямая, так и косвенная, увеличивается. Согласованные решения реализуются не полностью – например, не сформирована стратегия компенсации роста нагрузки на бизнес в рамках реформирования системы социального страхования, несмотря на увеличение размера платежей компаний с 2010 года.

 

       Конференция «Российское корпоративное законодательство в условиях глобальной конкуренции национальных правовых систем» (13 апреля).

В своем выступлении президент РСПП Александр Шохин отметил: «Для современной экономики, которая характеризуется высокой мобильностью капитала, технологий и ресурсов, огромную важность имеют вопросы защиты прав инвесторов на вложенные ими средства. К числу инструментов, обеспечивающих контроль над инвестициями и их защиту, помимо прозрачной системы финансовой отчётности и эффективного судопроизводства относятся и развитые корпоративные отношения. Ключевое значение в плане привлекательности корпоративного законодательства имеют правовые нормы, регламентирующие процедуры объединения имущества и нематериальных активов инвесторов при учреждении юридического лица; порядок участия в управлении компанией; система контроля над действиями менеджмента; вопросы распределения прибыли; процедуры разрешения корпоративных споров.

Обращаясь к современному российскому корпоративному законодательству, необходимо отметить его молодость. По сути дела,  формирование современного корпоративного законодательства началось одновременно с проведением рыночных реформ в начале 90-х годов прошлого века. В силу этого развитие корпоративных отношений в нашей стране сопровождается некоторыми симптомами «болезни роста»: это  высокая частота корпоративных конфликтов, концентрация акционерного капитала, далеко не редкие случаи пренебрежения интересами миноритарных акционеров; совмещение функций менеджмента и собственника в одном лице и так далее.
Относительно недолгий срок существования традиций российского корпоративного законодательства является, на мой взгляд, преимуществом, поскольку позволяет привнести в отечественные корпоративные отношения как всё лучшее из мировых практик, так и собственные разработки. Необходимо отметить, что с выходом значительного числа российских компаний на международные рынки в развитии отечественной системы корпоративных отношений наступил новый этап. Для него характерно внедрение доказавших свою эффективность элементов зарубежной корпоративной культуры: независимые директора, специализированные комитеты при совете директоров, советы по взаимодействию с акционерами, нефинансовая отчётность и др.

Эволюция российского корпоративного законодательства до недавнего времени осуществлялась по направлениям, заложенным в Концепции развития корпоративного законодательства на период до 2008 года, одобренной Правительством РФ в 2006 году. Ключевую роль в реализации положений данного документа сыграла позиция Минэкономразвития России, основанная на диспозитивном подходе к регулированию тех или иных аспектов корпоративных отношений. Процессу разработки законопроектов, предусмотренных Концепцией, сопутствовала широкая дискуссия с привлечением представителей бизнес-сообщества, органов государственной власти и экспертов.

К сожалению, полностью реализовать потенциал развития корпоративного законодательства, заложенный в Концепции 2006 года, не удалось. Так, не была законодательно закреплена единая организационно-правовой форма акционерного общества; не определены критерии «публичных» и «непубличных» акционерных обществ; не закреплён исчерпывающий перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций; не были урегулированы процедуры «смещенных» форм реорганизации юридических лиц.

Справедливости ради стоит отметить те положительные изменения в корпоративном законодательстве, которые произошли в ходе реализации Концепции развития корпоративного законодательства. Так, в российскую правовую систему был внедрён институт акционерных соглашений; подверглись пересмотру ограничения для хозяйственных обществ при формировании уставного капитала; были внесены изменения в правила разрешения корпоративных конфликтов. В целом эти и другие меры повысили привлекательность российского правопорядка как для отечественных предпринимателей, так и иностранных инвесторов.

Поскольку запланированный период реализации Концепции развития корпоративного законодательства истёк, то в настоящее время разработка законопроектов, направленных на совершенствование российского корпоративного права, ведётся в рамках другого документа программного характера – Концепции развития гражданского законодательства (в части, касающейся развития законодательства о юридических лицах), подготовленной Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Предлагаемые данной концепцией подходы в значительной мере основаны на императивном методе регулирования. Поскольку в корпоративных отношениях сконцентрированы порой противоположные интересы различных субъектов, жёсткая правовая регламентация в данной сфере вызывает обеспокоенность у бизнес-сообщества.

Концепция содержит положения, которые прямо противоречат выработанным ранее с участием бизнес-сообщества подходам. Речь идёт, к примеру, об обязательной проверке достоверности и соответствия законодательству содержания учредительных документов при государственной регистрации юридических лиц; установлении минимального размера уставного капитала для обществ с ограниченной ответственностью в сумме не менее 1 млн. руб., а для акционерных обществ – в сумме не менее 2 млн. руб. Особую обеспокоенность вызывает то обстоятельство, что разработка законопроектов, предусмотренных Концепцией, пока осуществляется без широкого публичного обсуждения.

По мнению РСПП, любые изменения в сфере корпоративного законодательства должны производиться, прежде всего, исходя из интересов бизнеса, и лишь затем следует принимать во внимание их соответствие или несоответствие правовым теориям и моделям. Итогом информационного вакуума относительно содержания проектов важнейших для бизнеса нормативных правовых актов может стать принятие законов, снижающих привлекательность российского корпоративного законодательства в условиях конкуренции национальных правовых систем».

        

         Конференция «Человеческий капитал как средство модернизации экономики» (13 апреля).

С основным докладом на конференции выступил член Бюро Правления РСПП, глава группы «Онэксим» Михаил Прохоров, который предложил, в частности, сосредоточиться на необходимости преодоления тренда падения производительности труда: «Нужно создание гибкого рынка труда, нужно обеспечить людям возможность быстро переходить из одной отрасли в другую. …Речь также идет о невысоких уровнях качества и дисциплины труда... Кроме того, 60-70% людей, получающих высшее профессиональное образование, либо останутся без работы, либо будут работать в другой отрасли».  Михаил Прохоров отметил, что для достижения целевых параметров социально экономического развития Российской Федерации до 2020 года необходимо изменить векторы движения: от политики искусственного сдерживания высвобождения работников к политике стимулирования роста производительности труда, созданию новых рабочих мест в инновационном секторе,  инфраструктурных секторах, секторе услуг и т.д.; от дешевых и неквалифицированных  рабочих мест к рабочим местам с достойной  заработной платой и высокой квалификацией труда; от жесткого трудового законодательства и слабой дисциплины экономических субъектов к гибкому законодательству и высокой дисциплине участников рынка; в пенсионной сфере от инструмента борьбы с бедностью к системе страхования и накоплений.

Член Бюро Правления РСПП, глава компании «Вимм-Билль Данн Продукты питания» Давид Якобашвили выступил с докладом «Экономические последствия демографических изменений в России», в котором отметил, в частности, что «экономические последствия демографических изменений охватывают все главные области экономического поля: рынок труда, потребительский рынок и рынок услуг, рынок сбережений, влияют на инвестиционный климат, на социальные расходы и соответственно на систему и размеры налогообложения, на финансовые потоки».

Вице-премьер Правительства РФ Александр Жукова отметил в своем выступлении, что «продолжительность жизни у нас ниже, чем в большинстве развитых стран, мы добились повышения рождаемости, снижения материнской и детской смертности, но по-прежнему сохраняется тенденция к увеличению населения пенсионного возраста, то есть тенденция к старению нации. При таком уровне доходов невозможно обеспечить необходимый уровень здоровья населения».

В рамках конференции прошло награждение победителей Всероссийского конкурса «Лучшие российские предприятия. Динамика, эффективность, ответственность» в следующих номинациях: за последовательность в развитии нефинансовой  отчетности; за информационную открытость; за социальные инвестиции и проекты; за достижения в развитии и кадрового потенциала.

 

                                                                                     Александр Иванов