Заседание рабочих групп Комиссии по защите трудовых прав, охране труда, промышленной и экологической безопасности и Комиссии по социальному партнерству и координации действий сторон Генерального соглашения

8 апреля 2010
Картинка: 

   На очередном совместном заседании рабочей группы Комиссии по защите трудовых прав, охране труда, промышленной и экологической безопасности и рабочей группы Комиссии по социальному партнерству и координации действий сторон Генерального соглашения, прошедшем 8 апреля 2010 года в Доме Правительства Российской Федерации, рассмотрены проекты федеральных законов «О ратификации Конвенции 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенция № 187)» и «О присоединении Российской Федерации к Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле».

   Цель Конвенции № 187 заключается в привлечении приоритетного внимания в национальных стратегиях к проблемам охраны труда, а также в разработке национальных стратегий, нацеленных на совершенствование охраны труда.
Положения Конвенции предполагают содействие каждого государства-члена Конвенции постоянному совершенствованию безопасности и гигиене труда в целях предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве посредством разработки на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников, национальной политики, национальной системы и национальной программы.
   Конвенция № 187 включает принципы, которые должна учитывать национальная система охраны труда, какие задачи она должна решать, кто отвечает за ее реализацию и эффективную работу, как осуществляется контроль и принятие решений.
   Сравнительный анализ соответствия законодательства Российской Федерации положениям Конвенции № 187 показывает, что в законодательстве Российской Федерации в основном реализуются положения и требования Международной организации труда.
   В Российской Федерации существует система управления охраной труда в качестве вертикально интегрированной инфраструктуры, основные элементы которой в целом идентичны установленным Конвенцией № 187. В частности, существуют органы, отвечающие за вопросы безопасности и гигиены труда, созданные в соответствии с национальным законодательством (Минздравсоцразвития России и органы по труду субъектов Российской Федерации), создана и функционирует система федеральной инспекции труда (Роструд), а также национальный трехсторонний консультативный орган, занимающийся вопросами безопасности и гигиены труда (Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений).
Начиная с 2008 года, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2007 г. № 170-р Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации принята и реализуется Программа действий по улучшению условий и охраны труда на период 2008-2010 годы. Основные положения данной Программы в целом соответствуют требованиям Конвенции № 187.
   В отношении Роттердамской конвенции следует отметить, что под её действие попадают уже запрещенные или строго ограниченные на национальном уровне химические вещества, включая пестициды, особо опасные пестицидные составы и промышленные химические вещества.
Основным предназначением Роттердамской конвенции является своевременный и регулярный через ее Секретариат обмен информацией между сторонами конвенции и получение в обязательном порядке предварительного обоснованного согласия сторон на предполагаемый экспорт и импорт опасных химических веществ и пестицидов, включенных в Приложение III конвенции.
   Для Российской Федерации участие в Роттердамской конвенции выгодно, прежде всего, возможностью активно участвовать в процессе отбора опасных химических веществ и пестицидов для включения их в Приложение III конвенции, который является открытым для расширения.
   Кроме того, участие в конвенции предоставит возможность противостоять предлагаемым сторонами недостаточно обоснованным и невыгодным Российской Федерации решениям о включении в список некоторых веществ.
Также появляется возможность своевременного получения информации о запрещенных, строго ограниченных и не допущенных к производству и применению химических веществах и пестицидах во всех государствах-сторонах конвенции, опасных свойствах этих веществ, благодаря чему сможет обеспечить снижение затрат на проведение дорогостоящих исследований и обоснование принятия необходимых решений как для промышленности, так и государственных надзорных органов.

   Рабочими группами одобрены представленные проекты федеральных законов и принято решение о целесообразности их рассмотрения на очередном заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

 

                                                                                                             Ю.С. Сокуров