Генеральный директор Союза работодателей В. Б. Гагиев принял участие 28 апреля 2010 года в Форуме регионов России: «Государственно-частное партнерство в комплексном развитии территорий»

28 апреля 2010
Картинка: 

К участию в Форуме приглашены представители Администрации Президента РФ, Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, Минэкономразвития РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства регионального развития РФ, МЧС РФ, Минприроды РФ, Минэнерго РФ, Минфина РФ, главы и заместители глав регионов, руководители департаментов инвестиционной политики и ГЧП органов государственной и муниципальной власти субъектов РФ, представители общественных организаций, руководители и топ-менеджеры региональных компаний, заинтересованных в участии в инфраструктурных проектах, журналисты деловых СМИ.

Одной из нерешенных проблем в России остается значительный дисбаланс в развитии регионов. Колоссальный разрыв существует в ценах на электроэнергию, продукты питания, транспортные услуги, в уровне душевого дохода и валового регионального продукта. В наименее развитых регионах проживает лишь 7% населения России, хотя по площади они занимают более половины территории страны. Фактически в стране успешно развиваются лишь несколько регионов - все остальные являются дотационными. Социально-экономические различия между субъектами федерации не удалось сократить в годы экономического роста, а в период кризиса они становятся еще более выраженными в условиях сокращения доходной части местных бюджетов и трансфертов из федерального бюджета.
Эффективным способом преодоления неравенства между регионами должна стать реализация масштабных инфраструктурных проектов, которые способны обеспечить опережающий экономический рост, привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест. Развитая инфраструктура значительно повышает инвестиционную привлекательность региона, создает основу для реализации бизнес-проектов и, как следствие, устойчивого роста доходов населения и регионального бюджета.
Важность инфраструктурного развития отражена в программе антикризисных мер Правительства РФ. Во-первых, уже давно назрела необходимость модернизации устаревших объектов. Во-вторых, в кризис существенно снизилась инвестиционная активность как со стороны частного бизнеса, так и государства. Эти обстоятельства обуславливают необходимость использование механизмов финансирования проектов на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). В условиях возросших инвестиционных рисков ГЧП является одним из наиболее привлекательных и перспективных механизмов реализации долгосрочных капиталоемких проектов в регионах.
Однако в настоящее время использование инструментов государственно-частного партнерства регионами ограничено. На сегодняшний день лишь в нескольких субъектах РФ приняты законы о ГЧП. При этом даже принятые законы зачастую носят декларативный характер, не предусматривают многих механизмов, действительно интересных частным инвесторам, имеют в целом невысокий уровень проработки, требуют устранения противоречий с федеральным законодательством. В условиях снижения доступности финансовых ресурсов регионы не способны обеспечить даже разработку проектной документации, т.к. ее стоимость составляет до 5% от стоимости проекта. Помимо финансовых проблем существуют высокие административные барьеры, связанные с решением вопросов землепользования, подведения инженерных сетей, получения разрешительной документации. Региональный бизнес часто не владеет информацией о возможностях участия в проектах ГЧП.
Вместе с тем, в регионах растет понимание необходимости создания и совершенствования нормативно-правовой базы в сфере ГЧП. Наиболее высокий спрос на информацию, связанную с подготовкой и реализацией проектов ГЧП, существует на уровне регионов и муниципалитетов, где возникли бюджетные ограничения для развития. Для развития государственно-частного партнерства в регионах необходимо сформировать правовое поле регионального и муниципального уровней. Должна быть активизирована работа по привлечению финансовых ресурсов из Инвестиционного фонда РФ в проекты на региональном уровне. Сегодня федеральная, региональная, муниципальная власть и частный бизнес должны объединить усилия для поиска наиболее эффективных и приемлемых для всех сторон способов реализации инфраструктурных проектов в формате ГЧП.
С учетом важности сбалансированного развития регионов для обеспечения социальной стабильности и укрепления российской экономики было принято решение вынести вопросы реализации региональных инфраструктурных проектов на основе ГЧП на повестку дня Форума регионов России: «Государственно-частное партнерство в комплексном развитии территорий»