По инициативе Минздравсоцразвития России 23 апреля в Институте труда и социального страхования прошли слушания по вопросу подготовки концепции развития социального партнерства.

23 апреля 2010
Картинка: 

В слушаниях участвовали представители федеральных органов исполнительной власти, общероссийских объединений профсоюзов и работодателей, в том числе и Союза работодателей, а также заинтересованных научных организаций.

С докладом "О предложениях к проекту Стратегии социального партнерства" выступил генеральный директор НИИ труда Виталий Федин, который озвучил основные, по его мнению, причины, сдерживающие развитие социального партнерства в Российской Федерации, выдвинул предложения по основным принципам и направлениям партнерства в социальной сфере.
Сегодня нет недостатка в законодательстве закрепляющем правовое положение субъектов социального партнерства. Однако о достижении оптимального согласования интересов субъектов трудовых отношений говорить пока преждевременно. Действующая система социального партнерства не достигает той цели, которую ставит перед ней законодатель - эффективное предупреждение социальных конфликтов.
По мнению В.Федина указанное обстоятельство обусловлено рядом социальных, экономических и других причин. Во-первых, в Российской Федерации еще крайне низок уровень правовых знаний и культуры в сфере партнерских отношений, как у работников, так и у работодателей. Работодатели нередко не видят необходимости регулировать взаимоотношения с работниками путем взаимного сотрудничества, и заключения коллективных договоров на уровне предприятий.
     Во-вторых, пассивность ряда профсоюзных организаций, которым должна принадлежать ведущая роль в диалоге с работодателем по достижению оптимального согласования интересов. Следует подчеркнуть, что на большинстве средних и малых предприятий негосударственного сектора экономики первичные профсоюзные организации отсутствуют.
Основными стратегическими целями функционирования социального диалога в условиях решения актуальных общегосударственных задач, могут являться следующие цели:
обеспечение эффективной и продуктивной занятости населения;
адекватное распределение средств на фонд оплаты труда;
содействие повышению производительности труда;
обеспечение безопасных условий труда для работников;
создание условий для модернизации экономики, повышению конкурентоспособности организаций;
развитие трудового потенциала;
развитие производственной демократии.
Следует отметить, что в основном докладе и в отдельных выступлениях представителей Минздравсоцразвития России обозначались подходы, противоречащие, по мнению представителей общероссийских объединений работодателей, ключевым правам в сфере социального партнерства, в частности, свободе объединения и праву на организацию и ведение коллективных переговоров. Например, сомнения работодателей вызвала инициатива введения института «административного наблюдателя», фактически наделяемого правами стороны отраслевого соглашения. Требует дальнейшего обсуждения и идея трансформации института трудового арбитража в институт независимой саморегулируемой экспертной организации при трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (на федеральном, региональном и локальном уровнях), создания общероссийской независимой саморегулируемой экспертной организации, которая в рамках своего функционала осуществляет координацию, утверждает уставы созданных организаций на федеральном, региональном и локальном уровнях.
Положительную оценку заслуживают инициативы, направленные на внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части применения санкций к обеим сторонам социального партнерства за неисполнение актов социального партнерства, на что законодателя ориентирует Трудовой кодекс РФ (в настоящее время к административной ответственности могут привлекаться только представители работодателей), на проработку механизма присоединения к отраслевому соглашению, а также на создание стимулов для объединения работодателей в тех секторах экономики, в которых они не созданы (в основном это касается регионального и муниципального уровня, малого и среднего бизнеса).
Представляется необходимым стимулировать не только создание новых, но и укрепление уже функционирующих объединений работодателей, доказавших свою эффективность в выстраивании социально-партнерских отношений с профсоюзами, в частности, путем предоставления таким объединениям налоговых льгот, а также закрепления в законодательстве нормы, согласно которой финансирование деятельности объединений работодателей осуществляется за счет взносов работодателей, которые относятся на себестоимость продукции.
Работа над подготовкой проекта концепции будет продолжена в рамках рабочей группы РТК.
Предложения Исполнительной дирекции Союза работодателей в проект концепции развития социального партнерства будут направлены в Минздравсоцразвития России в установленные на слушаниях сроки.
 
                                                                                                Александр Иванов