16 марта 2015 года с участием представителя Союза состоялось заседание рабочей группы РТК

18 марта 2015
Картинка: 

на котором были рассмотрены Предложения по профессиональному образованию и трудоустройству инвалидов (см. раздел проекты нормативных правовых актов).

Союз работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России участвовал в обсуждении данных предложений в 2014-2015 годах, ряд неприемлемых для работодателей отрасли положений первоначальной редакции Предложений были из обсуждавшейся 16 марта версии исключены.

Так, первоначально Минтрудом предполагалось исключение из законодательства нормы, в соответствии с которой при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда (абзац 2 статьи 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Учет в квоте рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, а также допущение  возможности трудоустройства инвалидов на рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда, на наш взгляд, свидетельствует об игнорировании того факта, что работа во вредных условиях труда для инвалидов, т.е. лиц с ограниченными возможностями, способна привести только к ухудшению состояния их здоровья. Именно поэтому необходимость ограничения их права на труд в данных условиях обусловлена не дискриминационными мотивами, а исключительно  особой заботой о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Предприятия, на которых имеются рабочие места с объективно неустранимыми при современном уровне развития науки вредными (опасными) факторами производственной среды, должны предоставлять рабочие места, но исходя из квоты, которая не учитывает рабочие места с вредными (опасными) условиями труда, подтвержденными результатами специальной оценки условий труда или аттестации, что и было реализовано в ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, введенной Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ.

В тоже время в Предложениях, представленных на рабочей группе, остались некоторые положения, требующие доработки, так отсутствует аргументация необходимости установления в бюджетных учреждениях и государственных корпорациях квоты для приема на работу инвалидов в размере не выше 5% независимо от штатной численности организации, но не менее 1 человека; также не определены подходы по установлению дифференцированного размера квот на рабочие места для инвалидов в организациях в зависимости от вида экономической деятельности.

Рабочей группой принято решение:

1. Принять к сведению сообщение директора Департамента занятости населения Минтруда России М.В.Кирсанова по вопросу: "О предложениях по профессиональному образованию и трудоустройству инвалидов" - (далее - материалы Минтруда России)

2. Одобрить в целом предложения Минтруда России по профессиональному образованию и трудоустройству инвалидов.

3. Членам и экспертам рабочей группы направить в Минтруд России замечания и предложения к материалам Минтруда России.