15 ноября 2016 года в Доме Правительства Российской Федерации состоялось заседание рабочей группы Комиссии по защите трудовых прав, охране труда, промышленной и экологической безопасности

16 ноября 2016
Картинка: 
15 ноября т.г. в Доме Правительства Российской Федерации состоялось заседание рабочей группы Комиссии по защите трудовых прав, охране труда, промышленной и экологической безопасности, на котором были рассмотрены следующие вопросы:
- о проведении консультаций по совершенствованию статистики производственного травматизма;
- о внесении поправок в Федеральный закон от 30 марта 1999 года      № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в части снятия запрета производственной деятельности или требования остановки производственной деятельности в случаях любого превышения предельно допустимых (безвредных) уровней факторов производственной среды на рабочих местах.
 
Предложения работодателей по внесению изменений в Федеральный закон от 30 марта 1999 г.  № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» были обобщены РСПП и представлены на рабочей группе РТК во исполнение пункта 2 протокола совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 30.05.2016 г. № ОГ-П12-134пр, предусматривающего возможность установления критериев безопасности и (или) безвредности гигиенических и иных нормативов среды обитания, контроля за их применением с учетом допустимого (приемлемого) риска в целях обеспечения единообразной практики применения санитарных правил и нормативов в отношении рабочих мест с вредными условиями труда. В настоящее время требования к условиям труда с точки зрения воздействия факторов среды (нормирование) в Российской Федерации регулируются одновременно системами санитарного законодательства (санитарные правила) и трудового законодательства (в том числе, законодательством о специальной оценке условий труда). Это регулирование не только не синхронизировано, но и часто носит противоречивый характер. Фактически, сейчас существуют 2 автономные системы оценки условий труда: закрепленные в санитарных правилах и в методике проведения специальной оценки условий труда (далее – СОУТ). В каждой из систем своя «шкала» вредности и даже не одинаковый набор факторов, считающихся вредными при тех или иных обстоятельствах. Так, по результатам СОУТ условия труда на рабочем месте могут быть признаны вредными (со степенью вредности от 1 до 4), но трудовое законодательство при этом допускает работу в таких условиях, возлагая на работодателя дополнительные обязанности в отношении работников (компенсации и льготы) и пенсионной системы (дополнительные тарифы страховых взносов). Вместе с тем, определение на рабочем месте вредных условий труда любой степени означает согласно п.4 ст. 14 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013, что уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, то есть нарушаются санитарные правила. Статьи 24, 25, 26, 27 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. прямо предписывают предприятиям приостановить или прекратить свою деятельность, если нарушены санитарные правила. Также одновременно существуют две независимые системы административного надзора фактически за соблюдением условий труда: - со стороны Роструда - статья 5.27.1(Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»; - со стороны Роспотребнадзора - статья 6.3., а также в определенных случаях статьи 6.4-6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определяющие санкции за нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Предложения ООР «РСПП», в отличие от проекта изменения в Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., представленный Роспотребнадзором, не только декларируют возможность применения риск-ориентированного подхода, но охватывают широкий спектр вопросов от корректировки понятийного аппарата (изменение содержания понятий безопасности, гигиенических нормативов, санитарно-эпидемиологических требований, вредного воздействия, введение понятий производственной среды, риска для здоровья, его приемлемого и неприемлемого уровня, анализа риска для здоровья) до установления обязательных принципов разработки и применения санитарных правил, требований к их содержанию на основании такого подхода. Учитывая, что система санитарных правил представляет из себя сложный механизм, неразрывно связанный с другими областями правового регулирования, необходимы не косметические, а принципиальные изменения санитарного регулирования, которые позволят изменить вектор с необоснованных административных ограничений на создание системы защиты здоровья граждан, снизить неэффективные административные расходы бизнеса и государственного бюджета, стимулировать работодателей на улучшение условий труда через управление профессиональными рисками.
 
Учитывая различие позиций Минтруда, РСПП и Роспотребнадзора по рассматриваемому вопросу, рабочая группа рекомендовала продолжить консультации работодателей и Роспотребнадзора в целях реализации поручения заместителя председателя Правительства РФ.