7 декабря состоялась конференция «Международный и российский опыт развития систем квалификаций»

8 декабря 2017
Картинка: 

Открывая конференцию, генеральный директор НАРК Александр Лейбович подчеркнул, что на ней рассматривается зарубежный опыт и опыт российских регионов, а вопросы общероссийского масштаба будут обсуждаться 8 декабря на форуме «Национальная система квалификаций России – 2017».

«При создании системы квалификаций в России мы изначально опирались на международную практику, активно взаимодействовали с Международной организацией труда, - сказала Марина Маслова, директор Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России. - Сложившая в нашей стране система основана на трехстороннем сотрудничестве правительственных структур, объединений работодателей и профсоюзов, и это соответствует мировому опыту. Однако за прошедшие пять лет у нас сложилось свое видение этой проблематики, свои механизмы и даже свои традиции».
«Когда мы рассказываем зарубежным коллегам, что в России программой развития квалификаций занялись работодатели, что мы вводим повсеместно институт независимой оценки квалификаций, это вызывает удивление и одобрение. Как выясняется, в этой работе мы уже опередили ряд стран», - добавил исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев.
«Мы с уважением наблюдаем за масштабными процессами в сфере развития квалификаций, которые происходят в России, - подчеркнула Ольга Кулаева, директор Бюро Международной организации труда для стран Восточной Европы и Центральной Азии. - Внесены изменения в закон «Об образовании», в Трудовой кодекс, принят закон «О независимой оценке квалификаций», утверждено огромное количество профессиональных стандартов. Мы поддерживаем работу, которую вы ведете, и надеемся обогатить вашими достижениями другие страны».
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Сергей Пилипенко рассказал об актуализации образовательных стандартов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. Для этого сформирована нормативная и методическая база; вместе с советами по профессиональным квалификациям и представителями ведущих работодателей нам удалось создать эффективного взаимодействия между ними, федеральными учебно-методическими объединениями и министерством. И если стандарты высшего образования приводились в соответствие с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» в течение трех лет, то на их приведение в соответствии с профессиональными стандартами потребовался всего год (не на каждый ФГОС, а на всю их совокупность).
Участники конференции рассказали об опыте зарубежных стран по созданию систем квалификации.
Владимир Гаськов, эксперт Международной организации труда, подчеркнул, что квалификация является основой профессиональной идентификации работника на рынке квалифицированного труда. Например, в Австралии доля сертифицированного населения трудоспособного возраста (от 20 до 65 лет) считается главным показателем стратегического планирования качества национальной рабочей силы, и в этой стране к 2020 году планируется сократить количество работников, не обладающих формальными квалификациями.
Председатель правления Российско-германской внешнеторговой палаты Маттиас Шепп рассказал о системе оценки квалификаций в Германии, которая организована торгово-промышленными палатами. В год 35 тыс. экзаменационных комиссий проводят более 700 тыс. профессиональных экзаменов, в которых участвуют почти 200 тыс. экзаменаторов. Разрабатывается 50 тыс. оценочных средств в год по 270 компетенциям. Важно, что все эти функции выполняет не государство, а общественные организации. И хотя весь мир хвалит Германию за эту систему, работодателям все равно не хватает молодых людей, обладающих необходимыми квалификациями, подчеркнул Маттиас Шепп.
Андрей Быков, директор по развитию Российско-Сингапурского делового совета, рассказал об интересных находках из опыта разных стран по оценке квалификаций. Например, в Германии за подготовку материалов для демонстрационных экзаменов, которые проводятся торгово-промышленными палатами, профсоюзами и другими организациями, отвечает единый методический центр. В Финляндии рекомендации работодателей по изменению образовательных программ государство учитывает очень быстро – в течение года. В Сингапуре независимая оценка выпускников проводится силами университетов (их там всего четыре) или Института технического обучения (аналог наших техникумов), а вообще там может подтвердить квалификацию любой человек.
Вторая часть конференции была посвящена опыту регионов по созданию Национальной системы квалификаций: что было сделано на местах за последние два года, в чем заключалась роль в этой работе региональных властей, образовательных организаций, советов по профессиональным квалификациям и других стейкхолдеров.
Исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Виктор Черепов напомнил, что взаимодействие с партнерами в регионах было организовано в соответствии с моделью, утвержденной Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Сначала в этой работе были задействованы 11 регионов, затем к ним присоединились еще 12. Региональные методические центры по развитию Национальной системы квалификаций создавались на базе объединений работодателей, образовательных организаций, региональных агентств развития квалификаций.
Представители регионов подробно рассказали участникам конференции о своем опыте.