В Государственной Думе РФ обсудили перспективы профессионально-общественной аккредитации

13 ноября 2018
Картинка: 

12 ноября в Государственной Думе РФ прошли парламентские слушания на тему «Правовое обеспечение государственной регламентации образовательной деятельности: проблемы и пути решения». В слушаниях приняли участие более 200 человек, представляющих органы государственной власти, образовательные организации и объединения работодателей.

 
Одной из тем слушаний стала профессионально-общественная аккредитация (далее - ПОА). В соответствии со статей 96 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ПОА должны проводить работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации. Отбор аккредитующих организаций осуществляют советы по профессиональным квалификациям, действующие под эгидой Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Задача ПОА - определить, соответствует качество подготовки выпускников по реализуемой в конкретной образовательной организации образовательной программе требованиям профессиональных стандартов, или нет. При этом ПОА не дублирует государственную аккредитацию, а дает возможность образовательному учреждению пройти процедуру проверки со стороны работодателей, получить их признание, «знак качества».
 
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.Кравцов отметил главные требования к ПОА – компетентность, объективность и прозрачность. Председатель Комитета по образованию и науке Госдумы В.Никонов обозначил главную, на его взгляд, проблему ПОА – ситуацию, когда аккредитующие структуры зачастую оказываются слабее, чем образовательные организации, проходящие аккредитацию. Эту тему развил В.Горелик, председатель Совета по профессиональным квалификациям в индустрии красоты, отметив, что зачастую экспертов, проводящих аккредитацию, в учебных заведениях и профессиональном сообществе никто не знает. «И проводят они эту «аккредитацию» по неизвестным критериям, не имеющим никакого отношения к профессиональным стандартам. Неудивительно, что в ряде случаев такая «аккредитация» или никак не влияет на качество обучения, или влияет негативно». 
Использование результатов профессионально-общественной аккредитации при оценке качества образовательных программ необходимо, однако, доверять можно лишь тем аккредитующим организациям, которые работают под эгидой Национального совета по профессиональным квалификациям при президенте РФ и отобраны советами по профессиональным квалификациям.