Завершился первый день работы VII Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России»

19 ноября 2021
Картинка: 
В рамках первого дня форума состоялись Онлайн-марафон «НСК в моем регионе» и награждение победителей конкурса журналистов, пишущих о национальной системе квалификаций, прошли панельные дискуссии «Новое качество профессионального образования» (соорганизатор – Комитет по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям РСПП) и «Кадровое обеспечение цифровой экономики». Также на мероприятии прошло подведение итогов Всероссийского конкурса разработчиков оценочных средств.
 
 
Участники онлайн-марафона обсудили актуальные вопросы профессиональной подготовки специалистов рабочих профессий и региональные программы, нацеленные на решение дефицита кадров.  
 
 
Директор Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства, Министерства труда и социальной защиты РФ Марина Маслова рассказала о поправках, внесенных в закон об образовании, связанных с ускорением принятия профессиональных стандартов, отметила готовность министерства поддерживать программы непрерывного профессионального образования и программы, направленные на обучение и переподготовку безработных граждан в регионах, и сказала о значимости развития системы оценки. «Важной является работа по созданию объединенных центров оценки квалификаций (ЦОК) - мульти-ЦОКов, и сейчас мы ждём результатов и практические наработок, для дальнейшего тиражирования и разработки необходимого нормативного обеспечения», – отметила она.
 
Участники онлайн-марафона сошлись во мнении, что изменение системы профессиональной подготовки кадров для реального сектора экономики, качественное улучшение взаимодействия между образовательными учреждениями и работодателями, итогом которого должно стать уменьшение разрыва между образовательными программами и требованиями работодателей, заметное уменьшение дефицита квалифицированных кадров, возможно лишь при объединении усилий всех заинтересованных сторон – работодателей, органов федеральной, региональной и муниципальной власти и образовательного сектора. «Сегодня одна служба занятости или министерство образования не справятся с задачей обеспечения кадрами экономики страны. Нужен единый стратегический документ, направленный на решение этой задачи», – отметил в своем выступлении руководитель агентства труда и занятости населения Красноярского края Виктор Новиков.
 
В числе основных факторов, влияющих на кадровую ситуацию в реальном секторе, спикеры форума назвали нарастание темпов изменений и новых потребностей производства, за которыми не успевают образовательные учреждения, демографическая яма, не позволяющая закрыть все потребности рынка только за счет молодых выпускников СПО, непопулярность рабочих профессий, слабая информированность о новых специальностях и квалификациях среди молодежи, сокращение цикла жизни профессий.
 
Рассказывая о решениях, направленных на преодоление перечисленных проблем, собравшиеся говорили о расширении внедрения на региональном уровне программ профориентации для разных категорий потребителей, механизмов дуального обучения, инструментов и метрик независимой оценки квалификаций. При этом собравшиеся отметили важность и неизбежность введения качественно новых подходов к оценке персонала и работе с кадрами в целом. «Благодаря коронавирусу рынок труда проделал колоссальный путь за последние год-два: он не будет прежним, и у нас уже остается только интенсивный путь развития и решения проблем рынка занятости. Экстенсивный метод уже не работает», – сказал председатель комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко.
 
Участниками онлайн-марафона стали руководители региональных министерств, представители региональных институтов развития и центров оценки квалификаций.
 
Спикеры панельной дискуссии «Новое качество профессионального образования» обсудили системное внедрение изменений в сферу профессионального образования и конкретные шаги и усилия, которые требуются от всех сторон. Директор департамента государственной политики в сфере среднего и профессионального обучения Министерства Просвещения РФ Виктор Неумывакин рассказал о планах и перспективах внедрения программы «Профессионалитет», которая должна стать основой подготовки рабочих кадров. «Основная цель проекта – это комплексная реструктуризация системы среднего профессионального образования, подготовка востребованных специалистов на рынке труда». Неумывакин отметил, что для отработки проекта выбраны восемь секторов экономики, а сама работа предусматривает кластерный подход, доказавший свою эффективность во всем мире. Проект предусматривает переподготовку и переобучение всех задействованных в нем участников, включая педагогов и представителей учебных заведений. «Те инструменты, которые мы закладываем, в 2022 году затронут не менее 125 тысяч человек», – отметил он.
 
Спикерами сессии стали представители крупного бизнеса, федеральных министерств и ведомств и корпоративных университетов. В сессии приняли участие заместитель руководителя Рособрнадзора Светлана Кочетова, заместитель директора департамента координации деятельности образовательных организаций Минобрнауки России Сергей Есин, заместитель председателя СПК в области строительства Анвар Шамузафаров, заместитель начальника департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Александр Збарский, ректор Корпоративного университета  ПАО «Газпромнефть» Илья Дементьев, заместитель Сопредседателя Комитета по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям РСПП Михаил Иванов.
 
Последняя сессия 18 ноября, «Кадровое обеспечение цифровой экономики», была посвящена возможностям внедрения цифровых технологий и цифровой трансформации образования в целом.
 
Модератор сессии, директор Университета Банка России Андрей Афонин отметил, что Россия значительно отстает от лидирующих стран, таких как Сингапур, Финляндия, Норвегия, США и другие, по готовности к цифровой трансформации, и в первую очередь, по кадровому обеспечению. Для успешного решения задачи массовой цифровизации отраслей количество IT-специалистов в России должно увеличиться и стать сопоставимым по объему с количеством данных специалистов в других странах. Например, в США доля IT-специалистов составляет 4,2% от доли занятого населения, тогда как в России – 2,44%.
 
Заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Николай Яцеленко подтвердил, что по некоторым исследованиям к 2024 году дефицит специалистов в различных IT-сферах составит около 1 млн человек. При этом уже сегодня, по данным hh.ru, существует масса востребованных IT-профессий, а рост заработных плат в сфере выше, чем в других отраслях по рынку. Яцеленко рассказал, что для восполнения дефицита, в рамках Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», государство реализует такие меры, как увеличение бюджетных мест в вузах по ИТ-специальностям на территории всей России, включение в образовательные программы специальных модулей для развития цифровых компетенций у студентов, обучение программированию школьников старше 14 лет, а также обучение цифровым профессиям в рамках программ дополнительного образования.
 
«Проект «Кадры для цифровой экономики» является якорным для модернизации всего профессионального образования в России, так как все изменения, которые сегодня происходят, связаны с внедрением цифровых технологий. И это проект, который носит действительно масштабный характер, для реализации которого привлечены одиннадцать федеральных министерств, сотни университетов и СПО. Со стороны Национального агентства для работы в рамках проекта уже привлечены 15 отраслевых советов по профессиональным квалификациям, которые входят в состав 11 рабочих групп и участвуют в разработке и экспертизе профессиональных стандартов, апробации программ профессионального образования», – отметил генеральный директор Национального агентства Артем Шадрин.