Международные эксперты обсудили роль Чемпионатного движения

29 ноября 2023
Картинка: 

Чемпионатное движение – эффективный инструмент профориентации и обучения будущих специалистов не только в России, но и по всему миру. Эксперты из Уганды, Кувейта, КНР, Сирии и стран СНГ поделились опытом в ходе трех стратегических сессий международного трека Финала Чемпионата «Профессионалы».

Первую – «Роль работодателей: потребности в компетенциях и требованиях к их содержанию, механизмы и формы участия в подготовке и оценке квалификаций и компетенций» модерировала Ольга Олейникова – доктор педагогических наук, профессор Института развития профессионального образования.
 
Она отметила, что сейчас международное сотрудничество в сфере подготовки кадров и профессионального образования приобретает новые форматы. В России формируется модель Чемпионатного движения, которое должно стать площадкой международных и межкультурных коммуникаций.
 
С докладом на сессии выступили:
 
Андрей Хитров, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере атомной энергии;
Шерзод Рахимов, начальник Управления инновационного развития профессионального образования Института развития профессионального образования при Министерстве высшего образования, науки и инноваций Республики Узбекистан;
Валерий Голубовский, ректор Республиканского института профессионального образования Республики Беларусь;
Юншэн Чжао, проректор Харбинского профессионально-технического института, Китай.
 
Андрей Хитров отметил, что у «Росатома» стоит план по развитию, руководствуясь которым, к 2030 году Госкорпорации необходимо вдвое увеличить штатную численность сотрудников. Прогнозы строят, ориентируясь на развитие технологий и появление новых компетенций, которые будет необходимо закрывать молодым специалистам.
 
Валерий Голубовский сообщил, что в Беларуси показатели рассчитывают, опираясь на данные, которые предоставляют предприятия – индустриальные партнеры колледжей. С ними учебное заведение заключает договор и передает прогнозные значения. Потенциальный работодатель формирует их на 5 лет и вносит в республиканскую автоматизированную систему. В итоге государство и система образования может формировать стратегию обучения будущих специалистов, исходя из запросов рынка.
 
«Государство измеряет систему профессионального образования тем, насколько люди, которые вышли с определенным уровнем образования, заняты в экономике. Работодатели хотят сегодня иметь квалифицированные кадры с высокой производительностью труда. Это влияет на показатели занятости, уровень безработицы, социальной стабильности, уровня доходов и так далее», – отметил ректор Республиканского института профессионального образования Валерий Голубовский
 
 
Тему международного трека продолжили на второй сессии «Технологии подготовки по компетенциям: обмен лучшими практиками». Ее также провела Ольга Олейникова. На встрече эксперты рассказали о «Технологиях подготовки по компетенциям: обмен лучшими практиками».
 
С докладами выступили: 
 
Махмуд Бани Маржех, заместитель Министра просвещения Сирийской Арабской Республики;
Елена Васина, директор СПб ГБПОУ «Петровский колледж»;
Хун Вэй, начальник международного отдела Хэйлунцзянского профессионально-технического института транспорта, Китай;
Джон Муинго, заместитель министра образования и спорта Уганды;
Чинара Урумкалиева, директор Профессионального лицея информационных технологий №99 при Президенте Кыргызской Республики.
 
Начальник международного отдела Хэйлунцзянского профессионально-технического института транспорта Китая Хун Вэй сообщила о инновационном транспортном проекте, который успешно реализовали в учебном заведении. На территории действует полноразмерная железная дорога, среди кампусов курсируют поезда, которыми управляют студенты, там же расположены здания железнодорожного вокзала. Обучение проходит в депо, где происходит и ремонт локомотивов. Кроме того, в политехническом колледже есть симуляционные центры для начинающих специалистов.
 
«Мы первый раз приехали в Россию для участия в Чемпионате. Наша цель – обмен опытом, мы многому учимся, участвуя в соревнованиях.  Мы очень ценим роль международных соревнований в проверке наших знаний», – подчеркнула Вэй Хун.
 
Интерес к стране и системе образования, а также к уровню подготовки специалистов отметил заместитель Министра просвещения Сирийской Арабской Республики Махмуд Бани Маржех. На Чемпионате «Профессионалы» студентам из Сирии могут быть интересны методические материалы, пособия для обучения и техника, представленная на площадках компетенций.
 
«В Уганде для того, чтобы повышать шансы выпускников учебных заведений устроиться на работу, внедрили систему TVET», - рассказал заместитель министра образования и спорта Уганды Джон Муинго. Это все формы обучения в разных возрастных группах. Для будущих специалистов готовят образовательные программы и системы тренировки практических навыков, которые помогут освоить востребованную специальность в ключевых секторах экономики. Сейчас в стране 5 процентов населения младше 35 лет задействованы на рынке труда.
 

 

Продолжила международный трек сессия «Чемпионатное движение как катализатор процессов совершенствования подготовки кадров в профессиональном образовании». Модерировала совещание советник министра просвещения РФ, зампредседателя комитета Общественной палаты РФ по просвещению и воспитанию, член Экспертного совета при Комитете Госдумы по науке и высшему образованию по вопросам ДПО, переподготовки и непрерывного образования, Президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России Наталия Золотарева.
 
В сессии приняли участие:
 
Аммануел Гарза, директор по управлению и поддержке ТПО Департамента высшего образования и подготовки кадров ЮАР;
Муна С.А.Салим, генеральный инспектор по ИКТ Министерства образования Кувейта;
Акобиров Шосафар, советник ректора Республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников сферы образования, Республика Таджикистан;
Елена Сартакова, директор Новосибирского химико-технологического колледжа им. Д.И. Менделеева.
 
 
Представитель ЮАР рассказал, что страна участвует в международных чемпионатах профессионального мастерства с 2003 года. «Мы стремились повысить уровень мастерства. Мы поняли, что при подготовке к соревнованиям можно продуктивно учиться — это помогает повысить уровень мастерства, а на соревнованиях, при знакомстве с другими участниками и экспертами можно заполнить пробелы в навыках по сравнению с другими странами. Хорошо, что Россия хочет сотрудничать на мировом уровне, особенно с Югом. Россия показывает хороший пример возможностей промышленности и образования. Раньше обмен шел с Западными странами, а сейчас это хорошая возможность наладить отношения с Азией и Африкой», – отметил директор по управлению и поддержке ТПО Департамента высшего образования и подготовки кадров ЮАР Аммануел Гарза.
 
Эксперт из Кувейта рассказала, что в стране оборудуют лаборатории и компьютерные классы, чтобы изучать предметы при помощи информационных технологий. Школьников учат пользоваться текстовыми и графическими редакторами, поисковиками, переводчиками и программами для монтажа. С 6 класса детям преподают основы кибербезопасности, старшеклассникам – основы программирования. В этом году в школах ввели предмет «Этичное использование искусственного интеллекта».

 

Источник