Добровольно-принудительный порядок распространения отраслевого соглашения на работодателей

23 декабря 2010

Для системы источников трудового права характерно наличие в числе актов социального партнерства – соглашений – правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и устанавливающих общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. 

 

Специфика федеральных отраслевых соглашений состоит в том, что их действие может быть распространено на работодателей, которые не участвовали в заключении данных соглашений, не являются членами объединений работодателей, заключивших соглашение, не делегировали своих представителей в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации), а порой, в силу невнимательного отношения к трудовому законодательству, и не подозревающих о существовании действующего в отношении них федерального отраслевого соглашения.

Однако известный принцип гласящий, что «незнание закона не освобождает от ответственности», актуален и для трудового законодательства.

Общие правила о действии отраслевого соглашения по кругу лиц, содержатся в ст. 48 ТК РФ.

Соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения.

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

В приказе Минздравсоцразвития России от 12.04.2007 N 260 (в редакции приказов Минздравсоцразвития России от 05.08.2008 N 383н, от 09.04.2010 N 225н) «Об утверждении Порядка опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению», принятом в развитие статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, предусмотрены размещение зарегистрированного Рострудом федерального отраслевого соглашения на официальном сайте Минздравсоцразвития России (www.minzdravsoc.ru) и опубликование в газете «Ваше право»¹.

Предложение Министра здравоохранения и социального развития работодателям о присоединении к соглашению подлежит официальному опубликования в «Российской газете». Например, предложение Министра Т.А. Голиковой о присоединении работодателей к Отраслевому соглашению по атомной энергетике, промышленности и науке на 2009-2011 годы опубликовано в «Российской газете» от 17.07.2009 г. № 131.

Таким образом, предполагается, что любой заинтересованный работодатель, осуществляющий деятельность в соответствующей отрасли, может ознакомиться с текстом соглашения и обращением Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Указанные документы содержатся также в правовых базах, размещаются в сети Интернет на сайтах сторон соглашения.

На наш взгляд не вполне удачен выбор газеты для публикации отраслевого соглашения. Учитывая общероссийский статус соглашения, круг лиц, в отношении которых действует соглашение, его целесообразно публиковать в журнале «Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации».

Трудовое законодательство гарантирует возможность работодателям мотивировано отказаться от присоединения к соглашению. Процедура такого отказа, в том числе сроки представления письменного отказа, необходимость проведения консультаций с представителями работников перед направлением отказа, детально прописана в статье 48 Трудового кодекса Российской Федерации. Однако примеры из судебной практики свидетельствуют об игнорировании установленной процедуры, в частности о фактах несоблюдения работодателями сроков направления письменного отказа полномочному органу².

Например, Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2009 г. по делу N А40-1554/09-119-3³, ОАО «НПО «Сатурн» отказано в удовлетворении требований в части необоснованного отказа в связи с пропуском срока от присоединения к Федеральному отраслевому соглашению по авиационной промышленности.

Арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что установленный статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации срок представления отказа от присоединения к отраслевому соглашению пропущен.

Не согласившись с таким выводом ОАО «НПО «Сатурн» обжаловало постановление Девятого арбитражного апелляционного суда в кассационном порядке, ставя вопрос о его отмене и оставлении в силе решения Арбитражного суда г. Москвы от 16 марта 2009 г., которым требования общества удовлетворены.

Кассационная инстанция не нашла оснований для отмены постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2009 г.

Как усматривается из обстоятельств дела, письмом от 11.06.08, руководитель Федерального агентства по промышленности обратился к Министру здравоохранения и социального развития с просьбой об обращении к работодателям авиационной промышленности с предложением о присоединении к Федеральному тарифному соглашению по авиационной промышленности на 2008 - 2010 годы, заключенному между Российским профсоюзом трудящихся авиационной промышленности и Федеральным агентством по промышленности.

26.06.08 в «Российской газете» было опубликовано предложение Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.06.08 N 272-ТГ присоединиться к соглашению либо представить в Минздравсоцразвития России письменный отказ от присоединения в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения.

Письмом от 21.07.08 N 201/002-309 ОАО «НПО «Сатурн» отказалось от присоединения к Федеральному отраслевому соглашению. Данный отказ направлен предприятием по почте и поступил в Минздравсоцразвития России 31.07.08.

Письмом Минздравсоцразвития России от 23.09.08 N 7220-АС ОАО «НПО «Сатурн» сообщено о поступлении отказа от присоединения к соглашению по истечении установленного срока.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из даты направления заявителем отказа в присоединении к соглашению (21.07.08), что, по его мнению, свидетельствует о соблюдении последним, установленного частью 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации срока.

Данный вывод суда первой инстанции признан апелляционным судом ошибочным, связанным с неверным толкованием указанной нормы права.

Из части 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что мотивированный письменный отказ от присоединения должен быть не направлен в 30-дневный срок, а представлен в федеральный орган исполнительной власти. Таким образом, данной нормой законодатель возложил на работодателей обязанность обеспечения не только направления мотивированного отказа в указанный срок, но и фактическое его получение компетентным органом.

Такое толкование закона суд кассационной инстанции посчитал правильным.

Учитывая, что в описанном случае, ОАО «НПО «Сатурн» самостоятельно нарушил императивные нормы права, не могут быть признаны, нарушенными его права оспоренным решением Минздравсоцразвития России.

Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации ОАО было отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора (Определение от 11 января 2010 г. № 17156/09)3.

С позицией высших судебных инстанций в целом следует согласиться. Однако, на наш взгляд, в деле возможно имеется нарушение процедуры распространения соглашения, которое не было исследовано судами. Так предложение в Минздравсоцразвития России было направлено только одной стороной соглашения – Федеральным агентством по промышленности (письмо от 11.06.2008). А была ли известна Министерству позиция второй стороны соглашения – Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности? Если обращение исходило только от представителя работодателей отрасли, учитывая требования части 7 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации о необходимости обращения в Минздравсоцразвития России сторон соглашения (а не одной стороны), у Минздравсоцразвития России просто не было оснований для направления в «Российскую газету» предложения работодателям о присоединении к соглашению. К сожалению, как отмечалось, данный вопрос судом не исследовался.

Следует сделать вывод, что работодатель, осуществляющий деятельность в соответствующей отрасли (виды деятельности прописаны в уставе организации, который обязательно исследуется в суде), и по каким-либо причинам не имеющий возможности принять на себя обязательства по федеральному отраслевому соглашению должен внимательно отнестись к процедуре присоединения к федеральному отраслевому соглашению, а также к коллективным переговорам, проводимым на отраслевом уровне. После консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации работодателю следует своевременно, т.е. в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению в «Российской газете», представить в Минздравсоцразвития России мотивированный конкретными причинами отказ от присоединения к соглашению и не уклоняться от трехсторонних консультаций в уполномоченном органе (Минздравсоцразвития России).

 

А.Б. Иванов,

кандидат юридических наук

 

¹ «Российская газета», N 129, 20.06.2007; «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 36, 08.09.2008; N 28, 12.07.2010.

² согласно п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.04 N 321, данное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

³ http://kad.arbitr.ru/?id=CFDBDFA7-6402-4041-A2C9-EB1D729578E4