Обзор нормативных правовых актов, судебной практики в социально-трудовой сфере, затрагивающих интересы членов Союза работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России за февраль 2011 года

Федеральный закон от 25 февраля 2011 г. № 21-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
               С 1 января 2011 г. введен новый порядок расчета пособий по беременности и родам и по уходу за детьми до 1,5 лет. Согласно ему до 2 календарных лет, предшествующих году наступления страхового случая, увеличивается расчетный период для определения среднего дневного заработка. Средний дневной заработок устанавливается следующим образом: заработок за 2 года делится на 730 дней. Расчетный период в соответствии с прежним порядком составлял 12 календарных месяцев. Заработок за 1 год делился на количество фактически отработанных дней.
               Согласно поправкам, застрахованным лицам разрешат выбирать наиболее выгодный вариант их расчета. Если отпуск по беременности и родам или по уходу за ребенком наступит в период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г., по заявлению застрахованного лица соответствующее пособие назначается, исчисляется и выплачивается в соответствии с прежним порядком.
               С 2013 г. изменяется новый порядок расчета пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1,5 лет. Сумма начисленного заработка будет делиться не на 730 дней, а на количество дней в 2 календарных годах, предшествующих году наступления страхового случая, за исключением определенных периодов (временная нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам, по уходу за ребенком, дополнительные оплачиваемые выходные для ухода за ребенком-инвалидом; освобождение от работы с полным или частичным сохранением зарплаты).
               Прежний порядок расчета указанных пособий распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2011 г. Федеральный Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.
 
Федеральный закон от 23 декабря 2010 года № 359-ФЗ "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О персональных данных".
Продлен мораторий на приведение информационных систем персональных данных (в частности, персональных данных работников), созданных до 1 января 2011 года, в соответствие с требованиями Федерального закона "О персональных данных". Указанные системы должны быть приведены в соответствие с законом о персональных данных не позднее 1 июля 2011 года. Ранее было установлено, что в соответствие с требованиями упомянутого Закона должны быть приведены информационные системы персональных данных, созданные "до 1 января 2010 года"; эта работа должна была быть закончена "не позднее 1 января 2011 года".
 
Постановление Правительства РФ от 04 февраля 2011 года № 46 "О внесении изменений в перечень объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу".
Суда и иные плавсредства с ядерными установками, а также атомные станции, в том числе строящиеся включены в перечень объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу. По согласованию с ФСБ России допускается прием на работу иностранных граждан на строящуюся атомную станцию и работа на ней иностранных граждан до поставки ядерного топлива на территорию атомной станции.
Согласно изменениям, внесенным в указанный перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 года N 755, иностранные граждане также не могут работать в структурных подразделениях организаций, осуществляющих соответственно разработку, производство, сооружение, испытания, эксплуатацию, хранение, транспортировку и утилизацию ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов и предназначенных для решения задач в области обеспечения обороны страны и безопасности государства радиационных источников, а также структурных подразделениях этих организаций, обеспечивающих безопасность их функционирования.
 
Приказ Минздравсоцразвития России от 24 января 2011 г. N 22н "Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты не распространяются, на 2011 год".
Как и прежде, новый перечень в основном включает должности руководителей (генеральный директор, директор). В перечень не вошли: доцент; начальник научно-исследовательского подразделения, в состав которого входят научно-исследовательские отделы и лаборатории; заведующий научно-исследовательской лабораторией; старший преподаватель (в колледжах, университетах и других вузах); научные сотрудники в области права, социологии, экономики, философии, истории и политологии. Перечень дополнен такими специальностями, как инженер-технолог, инженеры по автоматизированным системам управления производством и технологическими процессами, по внедрению новой техники и технологии, качеству, наладке и испытаниям, по организации управления производством, по подготовке производства, главный инженер проекта, главный инженер (в промышленности).
Приказ вступает в силу с 15 февраля 2011 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 февраля 2011 г. Регистрационный № 19757.
 
Приказы Минздравсоцразвития России, направленные на реализацию вступившего в силу 1 января 2011 года ФЗ от 8 декабря 2010 года № 343-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», зарегистрированные Минюстом России:
«Об утверждении формы и порядка направления запроса страхователя в территориальный орган страховщика для осуществления проверки сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком»;
«Об утверждении формы и порядка выдачи справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которую были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой, и текущий календарный год»;
«Об утверждении формы заявления застрахованного лица о направлении запроса в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях, формы и порядка направления запроса, формы и порядка представления запрашиваемых сведений территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации».
 
Изменение N 1 к своду правил СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (утв. и введено в действие приказом МЧС РФ от 9 декабря 2010 г. N 639).
Скорректированы правила СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы". Изменения вводятся в действие с 1 февраля 2011 г.
 
Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования «О направлении приказов ФОМС и Минздравсоцразвития России»от 1 февраля 2011 года № 533/20-1/и.
В целях реализации Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" ФОМС направил для использования в работе и доведения до страхователей Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 31.01.2011 N 22 "О признании утратившим силу Приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования "Об утверждении формы "Расчетная ведомость по страховым взносам на ОМС неработающего населения в доходы бюджета территориального фонда ОМС", Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 1169н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2010 г. N 19457) и рекомендации по заполнению указанной формы.
 
Информационное письмо Пенсионного Фонда Российской Федерации от 1 февраля 2011 года "Памятка для руководителей и бухгалтерских работников организаций и предприятий по заполнению расчетных документов на перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования".
Пенсионный фонд РФ информирует о порядке заполнения платежных поручений на уплату страховых взносов с 2011 года.
В информационном письме ПФ РФ сообщаются КБК для уплаты страховых взносов, пени и штрафов в ПФР, ФФОМС и ТФОМС. При этом отмечено, в частности, что ПФР является главным администратором доходов по данным платежам, поэтому при уплате страховых взносов за 2011 год следует указывать КБК, где первые три цифры - 392. Кроме того, в письме содержатся разъяснения, касающиеся порядка заполнения полей расчетных документов на перечисление страховых взносов. Так, например, сообщается, что в поле (101) указывается статус лица, оформившего платежное поручение ("01" - плательщик юридическое лицо, "02" - налоговый агент и т.д.); в поле (104) - КБК в соответствии с приложением N 1 к федеральному закону о бюджете ПФР, принимаемому на соответствующий год, при этом 14 - 17 разряды КБК отражают подвид дохода (1000 - сумма взноса, 2000 - пени, 3000 - штраф, 4000 - прочие поступления, 5000 - сумма процентов); в поле (107) отражается показатель периода уплаты (например, МС.02.2010 - означает, что перечисляется месячный платеж за февраль 2010 года) и т.д.
 
Информация Фонда социального страхования РФ от 4 февраля 2011 года.
С 1 января 2011 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". ФСС РФ подготовил разъяснения по отдельным положениям указанного федерального закона.
Проиндексирована база для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении каждого работника. Предельный годовой доход физического лица, с которого исчисляются страховые взносы, вырос с 415 тысяч рублей до 463 тысяч рублей.
Отчетность по форме 4-ФСС РФ в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации следует представлять не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, т.е. последний срок сдачи расчета будет 15 число, а не 14, как это было в 2010 году.
В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона N 212-ФЗ, если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
При этом необходимо отметить, что с 2011 года работодатели, у которых среднесписочная численность сотрудников по состоянию на 1 января 2011 года составит более 50 человек, должны представлять отчетность в электронном виде с электронно-цифровой подписью (в 2010 году эта норма составляла более 100 человек). Внедрение электронного документооборота обеспечивает своевременность и оперативность представления отчетности страхователями, а также сокращает трудозатраты, как организаций, так и территориальных органов ФСС РФ при ее приеме и обработке.
 
Сообщение Федеральной налоговой службы от 9 февраля 2011 года "О содержании жалобы, подаваемой в налоговый орган".
Федеральная налоговая служба сообщает перечень сведений,   которыерекомендуется отразить в жалобе (апелляционной жалобе),    подаваемой вналоговый орган.
 
Письмо Федеральной налоговой службы от 21 февраля 2011 года № КЕ--4-3/2734@.
Федеральная   налоговая   служба   проинформировала об официальном опубликовании приказа ФНС России от 15 декабря 2010 года   N ММВ-7-3/730@ "Об утверждении формы и формата налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка её заполнения" (зарегистрирован в Минюсте России   2 февраля 2011 года за номером 19680) в "Российской газете" N 5411(35)   от 18 февраля 2011 года. Согласно пункту 2 данного приказа он применяется,    начиная с представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций   за налоговый период 2010 года. Соответственно, начиная с 1-го рабочего дня, следующего    за   днем официального опубликования указанного   приказа   ФНС       России, при представлении налоговой декларации за 2010 год и за один месяц   (январь) 2011 года следует применять новую форму декларации по налогу на   прибыль организаций, утвержденную приказом ФНС России от 15 декабря 2010   года N ММВ-7-3/730@.
 
Решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. № ГКПИ10-1462.
Верховный Суд Российской Федерации признал недействующими пункт 8 и абзац второй пункта 15 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. N 375 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2009 г. N 839), с 1 января 2011 г.
Согласно пункту 8 указанного Положения, при определении среднего заработка застрахованного лица для исчисления пособия из расчетного периода исключались отдельные периоды, а также начисленные за эти периоды суммы.
В соответствии с пунктом 15 названного Положения во всех случаях для исчисления пособий использовался средний дневной заработок, за исключением исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и застрахованным лицам, которым указанное пособие исчислялось в соответствии с пунктом 11.1 указанного Положения.
С 1 января 2011 г. согласно части 3 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период на 730, т.е. законодательство по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не предусматривает периодов, исключаемых из расчетного периода, в связи с чем положения пункта 8 и абзаца второго пункта 15 Положения противоречат действующему законодательству.
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 января 2011 г. N ВАС-16558/10
ВАС РФ признал не соответствующей закону норму, которая относит к документам служебного пользования экземпляры акта выездной налоговой проверки и сами ее материалы, остающиеся у налогового органа. Данное положение позволяло отказать проверяемому налогоплательщику в предоставлении ему перечисленных данных. Соответственно, он лишался возможности подготовить аргументированные возражения в отношении предъявляемых к нему претензий со стороны налоговых органов.
В НК РФ были внесены поправки (с 02.09.2010), согласно которым при передаче акта налоговой проверки налогоплательщику налоговый орган должен приложить к нему документы, подтверждающие выявленные факты нарушений законодательства о налогах и сборах. Если таковые содержат сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, либо персональные данные физических лиц, к акту прилагаются заверенные выписки из них. Таким образом, с момента введения в действие данных поправок (с 02.09.2010) налоговый орган обязан направлять эти материалы и документы в силу прямого указания закона, т. е. без обращения к нему проверяемого налогоплательщика. С учетом этого оспариваемая норма признана недействующей.
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 января 2011 г. № ВАС-14740/10.
Оспаривались нормы, устанавливающие порядок оценки заявок на участие в конкурсе.
В силу этих положений заявки оцениваются по определенным критериям с присвоением баллов. При этом по некоторым критериям участникам, предложившим разные условия, присваивается одинаковый рейтинг (равный 50). Это касается таких критериев, как "Расходы на эксплуатацию товара", "Срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг", "Объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг", "Сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг".
Уравнивание заявок по первым 3 перечисленным критериям ВАС РФ счел законным.
Согласно его пояснениям, применение такого механизма позволяет предотвратить злоупотребления со стороны участников. Иначе они имели бы возможность намерено указать в заявке заведомо неисполнимые условия для того, чтобы необоснованно получить максимальный рейтинг по соответствующему критерию.
Между тем по последнему из названных критериев ВАС РФ пришел к иному выводу.
В конкурсной документации устанавливается максимальный срок (период) поставки. В случае, когда применяется один срок (период) поставки, предложениям в заявках со сроком (периодом), равным менее половины названного максимального, присваивается рейтинг по данному критерию, равный 50.
Аналогичное правило действует и в случае, когда применяются несколько сроков (периодов) поставки. По этому критерию присваивается рейтинг 50 тем предложениям в заявках, чей суммарный срок (период) поставки по всем срокам (периодам) равен менее половины суммарного срока (периода), установленного в конкурсной документации.
Как указал ВАС РФ, такие положения противоречат Закону о размещении госзаказов.
Расчеты показывают, что участник, предложивший срок (период) поставки, равный или больший половине названного максимального, при разных значениях минимальных и максимальных сроков может получить рейтинг, превышающий 50. Такой же вывод получается и при расчетах в ситуации с несколькими сроками (периодами) поставки.
 
Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 января 2011 г. N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ".
Разъяснены вопросы предоставления информации по требованию участников ООО и акционеров АО. Поясняется, что, запрашивая сведения, участники обществ не обязаны раскрывать цели и мотивы их получения либо обосновывать наличие интереса в них. Исключение - случаи, вытекающие из закона.
Рассмотрены ситуации, при которых в получении сведений может быть отказано.
Это допускается, если есть доказательства, что право участника на информацию обществом не нарушено. Об этом, в частности, может свидетельствовать неоднократный запрос одних и тех же данных при условии, что они уже были предоставлены.
Также отказ может иметь место, если речь идет об информации и документах за прошлые периоды деятельности общества, "явно не представляющих ценности с точки зрения их анализа".
Еще одно основание для отказа - наличие доказательств злоупотребления правом со стороны участника. Пример: последний - фактический конкурент (либо его аффилированное лицо) общества, а запрашиваемая информация конфиденциальна.
Приведены обстоятельства, которые могут подтверждать наличие "правомерного интереса в получении информации" при решении вопроса о злоупотреблении правом.
Разобраны случаи, когда необходимые сведения представляются участнику уже после подачи им иска, т. е. в процессе разбирательства либо после принятия решения судом первой инстанции.
Устав ООО может определять порядок получения информации, но не перечень данных, которые предоставляются участникам.
Приведены моменты, которые должны учитываться при конкретизации исковых требований участника. В частности, запрашивая протоколы общих собраний за определенный период, не обязательно указывать точные даты их составления и номера.
И участники ООО, и акционеры вправе запрашивать документы за период деятельности этих обществ, когда данные лица не имели такого статуса. В процессе ознакомления с документами участник может самостоятельно копировать их личными техническими средствами. При этом не имеет значения, оговорилось ли такое ранее. Предоставляемые копии документов должны быть заверены, если участник требует этого.
Затронуты вопросы, касающиеся оплаты предоставляемых копий и срока их направления. Выделены особенности представления конфиденциальной информации, документов бухучета.
(При подготовке обзора использована информация Правовых систем Консультант Плюс и Гарант, Интернет-сайтов ФСС РФ и Минздравсоцразвития России).
 
Заместитель генерального директора -
Руководитель сектора по нормативно-правовому
 и информационно-методическому обеспечению Союза                                  А.Б.Иванов
 
т. (499) 263 74 03