Рекомендации работодателям атомной отрасли о содержании коллективных договоров

28 марта 2011

Анализ коллективных договоров, поступающих в Исполнительную дирекцию Союза работодателей, показал наличие в них отдельных положений, несоответствующих трудовому законодательству и интересам работодателей в социально-трудовой сфере.

Регулирование коллективным договором отношений, не являющихся социально-трудовыми.
Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации, поэтому в него не следует включать положения не относящиеся к социально-трудовой сфере. В качестве примера можно привести требование одного из коллективных договоров предприятия отрасли «об осуществлении работодателем мер, направленных на обеспечение стабильного финансового положения предприятия». Указанная деятельность является одной из базовых основ предпринимательской деятельности и не требует специального включения в коллективный договор.
 
Исходя из ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность юридического лица предполагает систематическое получение прибыли от продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. В этой связи некорректным является включение в коллективный договор положений, предусматривающих обязанности работодателя по обеспечению загрузки предприятия и достаточности получаемого от заказчика финансирования на выполнение работ. Вместо конкретизации обязанностей работодателя в данной области возможно предусматривать в коллективном договоре, что работодатель принимает меры по обеспечению полной загрузки подразделений организации научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими работами, работами по производству, поставке продукции и оказанию услуг и т.д.
 
Несоответствие норм коллективных договоров положениям Отраслевого соглашения и иным актам социального партнерства.
По информации Минздравсоцразвития России отказов от присоединения к Отраслевому соглашению по атомной энергетике, промышленности и науке на 2009-2011 годы в Министерство не поступало, соответственно, Отраслевое соглашение распространяется на все организации атомной энергетики, промышленности и науки (ст. 48 ТК РФ).
Отраслевое соглашение является основой для заключения коллективных договоров. Содержащиеся в коллективном договоре организации атомной энергетики, промышленности и науки условия, ухудшающие положение работника по сравнению с законодательством Российской Федерации и Отраслевым соглашением, недействительны (п. 1.4 Отраслевого соглашения).
 
Однако указанная норма соблюдается не во всех организациях. Так, не во всех коллективных договорах учитывается положение п. 7.2.5 Отраслевого соглашения по обеспеченности путевками лиц, работающих во вредных и нормальных условиях труда.
 
При заключении коллективного договора следует также учитывать положения региональных и территориальных соглашений (в частности, в территориальных соглашениях могут быть определены критерии массового увольнения работников отличные от прописанных в Отраслевом соглашении), устанавливающих работникам более благоприятные условия, чем Отраслевое соглашение.
 
Искажение процедуры уведомительной регистрации коллективного договора, а также информирования о подписанном коллективном договоре сторон Отраслевого соглашения и работников.
Положения о уведомительной регистрации коллективного договора следует излагать в соответствии со ст. 50 ТК РФ и п. 3.4 Отраслевого соглашения: коллективный договор в течение семи дней после подписания направляется работодателем на уведомительную регистрацию в территориальный орган по труду. В месячный срок после регистрации в органе по труду коллективный договор одновременно с документами по его выполнению за предыдущий год направляется профсоюзным комитетом в РПРАЭП, работодателем - в Союз работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России и Госкорпорацию «Росатом».
 
Доведение коллективного договора под роспись до каждого работника законодательством и Отраслевым соглашением не предусмотрено. Трудовое законодательство (ст. 68 ТК РФ) возлагает на работодателя обязанность по ознакомлению работника под роспись с коллективным договором только при приеме работника на работу (до подписания трудового договора). Коллективный договор может доводиться до сведения работников путем рассылки в подразделения организации или размещения на корпоративном сайте.
 
Дублирование законодательства. Коллективный договор может содержать отдельные нормы информационного характера, повторяющие трудовое законодательство. Однако злоупотреблять цитированием законодательства, действующего независимо от включения его в договор не следует.Например, положение о не включении в трудовой договор условий, ухудшающих положение работников по сравнению с коллективным договором, предусмотрено трудовым законодательством (ст. 57 ТК РФ) и не требует дополнительной регламентации в коллективном договоре. Дублирование законодательства может привести к необходимости предоставлять работникам отдельные гарантии и льготы, которые по воле законодателя исключаются из текста закона, но сохраняют обязательность для работодателя, поскольку они включены в коллективный договор. Например, положение о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы один раз в год без предъявления медицинского документа, удостоверяющего факт заболевания, ранее содержавшееся в ст. 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утвержденных Верховным Советом РФ 22.07.1993 N 5487-1), признано утратившим силу (см. Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ). Однако, если оно включено в коллективный договор, то предоставление указанного отпуска будет обязательно для работодателя.
 
Ссылки на недействующее трудовое законодательство. До настоящего времени в коллективных договорах организаций встречаются ссылки на Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях", который утратил силу еще в 2006 г.
 
В соответствии с Уставом Союза работодателей одной из его обязанностей является оказание членам Союза помощи в вопросах применения законодательства, регулирующего трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения коллективных договоров.
 
В этой связи представляется целесообразным направление в Исполнительную дирекцию Союза проектов коллективных договоров организаций для проведения специалистами Исполнительной дирекции Союза экспертизы на предмет выявления положений, способных негативно повлиять на финансово-экономическую деятельность работодателей отрасли.
 
                                                                                                        
 А.Б. Иванов