Обзор нормативных правовых актов, судебной практики в социально-трудовой сфере, затрагивающих интересы членов Союза работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России за март 2011 года

Федеральный закон от 8 марта 2011 г. № 35-ФЗ "Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии".

Закон приводит в соответствие с трудовым законодательством отношения в сфере регулирования дисциплины труда в организациях, эксплуатирующих особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты в области использования атомной энергии (далее – эксплуатирующие организации).
Перечень эксплуатирующих организаций будет утвержден Правительством Российской Федерации. Перечни должностей (профессий) работников эксплуатирующих организаций, в том числеработников, непосредственно обеспечивающих безопасность особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов в области использования атомной энергии, будут утверждаться соответствующими органами управления использованием атомной энергии (указанные Перечни подлежат регистрации и опубликованию в порядке, установленном для государственной регистрации и опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти).
Закон содержит более высокие по сравнению с Трудовым кодексом Российской Федерации требования, направленные на соблюдение норм и правил устойчивой работы и обеспечения безопасного функционирования ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, а также ядерных материалов. Закон определяет основные обязанности работников эксплуатирующих организаций, ограничения связанные с работой (например, запрет на проведение забастовок в эксплуатирующих организациях), поощрения за труд.
 

Закон также устанавливает дополнительные виды взысканий (строгий выговор; предупреждение о неполном соответствиизанимаемой должности или выполняемой работе; расторжение трудового договора за однократное совершение одного из нарушений, предусмотренных статьей 61 Федерального закона от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", в случае, если последствия такого нарушения создают угрозу для безопасной работы эксплуатирующей организации и представляют опасность для жизни и здоровья граждан и окружающей среды), не предусмотренные ТК РФ, что, не противоречит ст. 192 ТК РФ, согласно которой федеральными законами для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены иные дисциплинарные взыскания. Конституция Российской Федерации допускает ограничение прав и свобод федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Учитывая, что дисциплина работников эксплуатирующих организаций служит гарантией устойчивой работы и обеспечения безопасного функционирования объектов использования атомной энергии, предотвращения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью всего населения, защиты и сохранения окружающей среды, определенные ограничения прав работников являются обоснованными и оправданными.
 
Федеральный закон от 7 марта 2011 г. 24-ФЗ "О внесении изменения в статью 3.1 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации".
До 01.01.2008 в налоговую базу по НДФЛ включались суммы страховых взносов по договорам добровольного пенсионного страхования работников, если указанные суммы вносились за физических лиц из средств работодателей. При этом освобождались от налогообложения доходы, полученные в виде страховых выплат по таким договорам.
С 01.01.2008 налогообложению НДФЛ подлежат выплаты по договорам добровольного пенсионного страхования, и освобождаются от налогообложения доходы в виде страховых взносов. При этом в некоторых случаях создавалась ситуация, когда НДФЛ уплачивался дважды: сначала с сумм страховых взносов, уплаченных работодателем (согласно законодательству, действовавшему до 1 января 2008 года), а второй раз с сумм страховых выплат (согласно законодательству, действовавшему после 1 января 2008 года).
В связи с необходимостью устранения двойного налогообложения указанных сумм соответствующие изменения внесены в Федеральный закон от 24.07.2007 N 216-ФЗ.
 
Постановление Правительства РФ от 01.03.2011 N 120 "О внесении изменений в Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

В связи с изменением порядка исчисления пособий по больничным листкам, предусмотренного Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", внесены изменения в Положение, определяющее особенности исчисления указанных пособий, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007.
Согласно новой редакции пособия исчисляются исходя из среднего заработка, исчисленного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у других работодателей, или за иной расчетный период.
Установлено также, что при исчислении пособия по временной нетрудоспособности из числа календарных дней, за которые оно выплачивается, исключаются календарные дни, приходящиеся на период простоя, за исключением случаев временной нетрудоспособности, наступившей до простоя и продолжающейся в период простоя.
Определен порядок выплаты пособий в случаях, когда: застрахованное лицо на момент наступления страхового случая и в расчетный период было занято у нескольких страхователей; на момент наступления страхового случая было занято у одних страхователей, а в расчетный период - у других страхователей; на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в расчетный период занято как у этих, так и у других страхователей.
 
Приказ Минздравсоцразвития России от 17.01.2011 N 4н "Об утверждении формы и порядка выдачи справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которую были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой, и текущий календарный год" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.03.2011).
С 1 января 2011 года установлена обязанность работодателей выдавать сотруднику (при его увольнении или по письменному заявлению) справку о сумме заработка за два календарных года, предшествовавших году прекращения работы или году обращения за справкой, и текущий год. В справке указывается сумма выплат работнику, на которую начислялись взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Утверждена форма указанной справки и определен порядок ее выдачи. В частности, установлено, что справка выдается работнику в день прекращения работы. При невозможности вручения справки работнику направляется уведомление о необходимости ее получения либо о даче согласия на отправление справки по почте. Сведения, содержащиеся в справке, заполняются на основании бухгалтерского учета и отчетности работодателя. После прекращения работы (службы, иной деятельности) справка выдается по письменному заявлению застрахованного лица (его законного представителя либо доверенного лица) не позднее трех рабочих дней со дня получения (регистрации) заявления.
 
Приказ Минздравсоцразвития России от 24.01.2011 N 20н "Об утверждении формы и порядка направления запроса страхователя в территориальный орган страховщика для осуществления проверки сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.03.2011). Для проверки сведений о лице, выдавшем справку о суммах заработка и иных выплатах и вознаграждениях для исчисления пособий по больничному листку, необходимо направить запрос по утвержденной форме.

Для назначения пособия помимо листка временной нетрудоспособности сотрудник должен представить справку о сумме заработной платы, если в расчетном периоде он работал у другого работодателя. Запрос о проверке сведений о работодателе, выдавшем указанную справку, направляется в территориальный орган ФСС РФ в случаях возникновения сомнений в подлинности представленной сотрудником справки и (или) достоверности содержащихся в ней сведений.
Утверждена форма запроса и порядок его направления в территориальный орган ФСС РФ. Запрос направляется по почте либо в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, либо представляется непосредственно в территориальный орган страховщика.
 
Приказ Минздравсоцразвития России от 24.01.2011 N 21н "Об утверждении формы заявления застрахованного лица о направлении запроса в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях, формы и порядка направления запроса, формы и порядка представления запрашиваемых сведений территориальным органом Пенсионного фонда Российской федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.02.2011).
Застрахованное лицо, занятое у нескольких страхователей, для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам должно представить работодателю не только листок нетрудоспособности, но и справку о сумме заработка с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя.
Если по каким-либо причинам застрахованное лицо не может представить справку о сумме заработка у этого страхователя (например, в связи с прекращением его деятельности), то это лицо подает работодателю соответствующее заявление. Работодатель направляет в территориальный орган ПФР запрос о представлении сведений о зарплате (иных выплатах и вознаграждениях) застрахованного лица у соответствующего страхователя на основании сведений персонифицированного учета. Для этих целей разработаны: форма заявления застрахованного лица о направлении запроса в орган ПФР, форма запроса о представлении сведений, форма сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица, а также порядки их направления.
 
Приказ Минздравсоцразвития России от 11.02.2011 «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» (зарегистрировано Минюстом России 15.03.11). Правила финансового обеспечения в 2011 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма по сравнению с 2010 г. в целом не изменятся. Изменение внесено в перечень документов, которые страхователь, обращающийся с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер, должен представить в территориальный орган ФСС РФ. Учитывая требования приказа Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н «Об утверждении Перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда», к заявлению в ФСС РФ прикладывается копия уведомления о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. 
 
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.02.2011 N 74 Правила обязательного медицинского страхования утверждены Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" установлено, что уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти утверждает правила обязательного медицинского страхования, в том числе методику расчета тарифов на оплату медицинской помощи и порядок оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
 
Информационное сообщение Пенсионного фонда РФ от 21.03.2011. С 1 апреля 2011 года Пенсионный фонд Российской Федерации начинает одновременно принимать от работодателей Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также сведения индивидуального (персонифицированного) учета за первый квартал текущего года.
Пенсионный фонд напоминает, что с 1 января 2011 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (с учетом изменений и дополнений). С этого года работодателям ежеквартально надо сдавать не только отчетность по страховым взносам в ПФР, ФОМС и ТФОМС, но и сведения по персонифицированному учету. Представление сведений персучета в ежеквартальном режиме вызвано необходимостью обновления и пополнения сведений о пенсионных правах граждан, включая накопительную составляющую их будущей трудовой пенсии. Это, в свою очередь, будет влиять на полноту данных о пенсионных правах застрахованных лиц, учитываемых при назначении им пенсии.
С 1 апреля 2011 года внесены изменения в порядок представления отчетности в органы ПФР в электронном виде по защищенным каналам связи с электронно-цифровой подписью. Представлять отчетность по уплаченным страховым взносам и сведения персучета в электронной форме, начиная с первого квартала 2011 года, в обязательном порядке необходимо одновременно и одним отправлением по телекоммуникационным каналам связи. Это сделано для того, чтобы минимизировать расхождения между данными сведений по персонифицированному учету и отчетности по страховым взносам.
Представлять отчетность в электронном виде с электронно-цифровой подписью необходимо в том случае, если численность работников страхователя превышает 50 человек (в 2010 году эта норма составляла более 100 человек). Пенсионный фонд рекомендует сдавать отчетность в электронном виде и тем страхователям, у которых работают менее 50 человек.
Пенсионный фонд обратил внимание страхователей на то, что изменились сроки представления отчетности. Отчетность по уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 и сведения индивидуального (персонифицированного) отчета представляются не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и календарным годом). Таким образом, последней датой сдачи отчетности за первый квартал 2011 года становится 16 мая. Если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Все формы отчетности, документов по персонифицированному учету, рекомендуемый порядок их заполнения, программы для подготовки отчетности и изменения в порядке представления страхователями РСВ-1 и сведений по персучету в электронном виде размещены на официальном сайте Пенсионного фонда (www.pfrf.ru) в разделе "Работодателям". Также их можно получить в территориальных органах ПФР по месту регистрации страхователя.
 
Письмо Минздравсоцразвития России от 22 февраля 2011 г. N 19-5/10/2-1748.
Минздравсоцразвития России дано разъяснение по вопросу правомерности проведения территориальными органами Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ самостоятельных выездных проверок плательщиков страховых взносов.
Согласно части 3 статьи 33 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", органы контроля за уплатой страховых взносов проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых указанными органами ежегодных планов выездных проверок плательщиков страховых взносов. Следовательно, плановые выездные проверки плательщиков страховых взносов проводятся органами контроля за уплатой страховых взносов только совместно и проведение отдельных выездных проверок данных плательщиков неправомерно.
Независимо друг от друга могут проводиться только внеплановые выездные проверки.
 
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
В постановлении разъясняются затрагивающие указанную сферу нормы Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Трудового, Гражданского и Семейного кодексов, а также подзаконных актов, регулирующих расследование и учет профессиональных заболеваний, медико-социальную экспертизу, установление степени утраты профессиональной трудоспособности.
В постановлении указан, со ссылками на нормы соответствующих законодательных актов, подробный перечень лиц, имеющих право на обеспечение по страхованию в случае смерти застрахованного лица (иждивенцев).
Разъяснены порядок определения размера возмещения вреда, причиненного застрахованному лицу, также и в соответствии с гражданским законодательством, в части, превышающей обеспечение по страхованию, и возможность компенсации морального вреда причинителем вреда.
Подробно разъяснено понятие страхового случая, с указанием и разъяснением, со ссылками на соответствующие правовые нормы, каждого из квалифицирующих признаков страхового случая - факта повреждения здоровья, принадлежности пострадавшего к кругу застрахованных, наличия причинной связи между фактом повреждения здоровья и несчастным случаем на производстве или воздействием вредного производственного фактора.
В постановлении затронуты также вопросы определения степени утраты профессиональной трудоспособности, в т.ч. при несогласии застрахованного с заключением медико-социальной экспертизы, особенности применения такого вида обеспечения по страхованию, как единовременная страховая выплата, а также вопросы взыскания страхового возмещения при невыполнении работодателем обязанности по уплате страховых взносов (в таких случаях взыскание производится с соответствующего отделения ФСС РФ).
Подробно разъясняются вопросы расчета и перерасчета размера назначенных страховых выплат, в т.ч. в связи со спорами об обеспечении права истца на выбор периода для расчета среднемесячного заработка и в связи с инфляционными процессами. Разъяснены также некоторые особенности осуществления выплат за счет капитализированных платежей (в т.ч. в определенных случаях - вне зависимости от наличия капитализированных платежей).
 
Постановление Верховного Суда РФ от 01.03.2011 N 50-АД11-1. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда, прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. 
   Суд указал, что согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет два месяца.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Из анализа пункта 3 части 1 статьи 30.7 и части 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что при отмене решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности выносится решение о прекращении производства по делу.
 
Определение Верховного Суда РФ от 25.02.2011 N 16-В10-27. Дело о включении в специальный стаж в льготном исчислении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком направлено на новое рассмотрение, так как дата назначения пенсии истице определена неверно, что привело к нарушению ее права на назначение пенсии со дня возникновения права на нее, установленное ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", суду необходимо определить общий размер ее специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
 
Определение Верховного Суда РФ от 25.02.2011 N 32-Г11-3. В удовлетворении заявления о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда правомерно отказано, так как приведенные истцом причины пропуска срока обращения в суд не могут быть признаны уважительными. Суд обоснованно указал, что в качестве уважительной причины может быть расценено состояние здоровья, препятствующее лицу своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
В обоснование уважительности пропуска установленного законом срока на обращение в суд за защитой нарушенных трудовых прав истец (работник) указал, что им были предприняты неоднократные попытки урегулировать конфликт с представителями работодателя без обращения в суд. Кроме того, истец ссылался на невозможность обращения за судебной защитой ввиду состояния своего здоровья, опасаясь его ухудшения в случае возникновения конфликта с работодателем.
Судебная коллегия Верховного Суда РФ согласилась с выводами суда первой инстанции о том, что приведенные истцом причины пропуска срока обращения в суд не могут служить достаточным основанием для признания данного срока пропущенным по уважительным причинам, поскольку в качестве таковой может быть расценено состояние здоровья, препятствующее лицу своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Предположения лица, чьи права нарушены, о возможном ухудшении состояния здоровья в случае возникновения конфликта с работодателем, не являются объективным препятствием для реализации предусмотренного законом права обращения за судебной защитой трудовых прав.
Поскольку пропуск срока обращения в суд за защитой нарушенного права является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд вправе был принять решение без исследования иных обстоятельств по делу.
 
Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2011 N 49-В10-20. Дело о взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, индексации и компенсации морального вреда направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как срок исковой давности подлежит исчислению с момента полного погашения работодателем задолженности, а не с момента увольнения истца, и нормы ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации не могут быть применены к возникшим правоотношениям.
 

(При подготовке обзора использована информация Правовых систем Консультант Плюс и Гарант, Интернет-сайтов Государственной Думы РФ, ФСС РФ и Минздравсоцразвития России).
А.Б.Иванов
Сектор нормативно-правового и информационно-методического обеспечения
т. (499) 263 74 03