Обзор нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов в социально-трудовой сфере, экологической безопасности, затрагивающих интересы членов Союза работодателей (по состоянию на 30 июня 2011 г.)

4 июля 2011
Картинка: 

 

Федеральный закон от 1 июня 2011 года № 106-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» ("Российская газета", N 119, 03.06.2011)

Минимальный размер оплаты труда установлен с 1 июня 2011 года в сумме 4 611 рублей в месяц.

 

Постановление Правительства РФ от 18.05.2011 N 394 "Об утверждении перечня отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией" ("Российская газета", N 109, 24.05.2011).

В утвержденный перечень включены, в частности, следующие виды деятельности:

все виды деятельности в области использования атомной энергии;

работы, связанные с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, по профессиям и должностям согласно перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. N 16;

деятельность, связанная с оборотом оружия; аварийно-спасательные работы; подземные работы; медицинская деятельность;

педагогическая деятельность;

 работы в детских и подростковых сезонных оздоровительных организациях;

работы на рабочих местах с вредными или опасными условиями труда (4 класс), установленными по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;

 деятельность в области промышленной безопасности: проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта, изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, проведение экспертизы промышленной безопасности, подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта;

работы с использованием сведений, которые относятся к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа.

 

Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 N 364 "О внесении изменений в Правила физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов" ("Собрание законодательства РФ", 23.05.2011, N 21, ст. 2961).

Уточнен порядок осуществления деятельности по использованию атомной энергии в части предотвращения диверсий и хищений в отношении ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов.

В пункты "Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов" (Постановление Правительства РФ от 19.07.2007 N 456), устанавливающие или затрагивающие полномочия упраздненного Федерального агентства по атомной энергии, вместо упоминания этого органа включено упоминание Государственной корпорации "Росатом", фактически заменившей этот государственный орган. Установлено, что на перевозку ядерных материалов, переданных в составе изделий Министерству обороны России, в исключение из общего правила не требуется сертификата-разрешения, выдаваемого государственным компетентным органом по ядерной и радиационной безопасности. К военным и военизированным подразделениям федеральных органов исполнительной власти, уполномоченным осуществлять охрану ядерных материалов и установок при перевозке и транспортировании, отнесены и подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ (а также, соответственно, подразделения ведомственной охраны ГК "Росатом").

Кроме этого, в отдельные пункты "Правил" внесены уточнения терминологического характера.

 

Постановление Правительства РФ от 14.06.2011 N 466 "О признании утратившим силу Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" ("Собрание законодательства РФ", 20.06.2011, N 25, ст. 3602).

 

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 N 258н "Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости". Зарегистрировано в Минюсте России 17.05.2011 N 20777. («Российская газета» № 113, 27.05.2011.).

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - документами, выдаваемыми работодателями, и свидетельскими показаниями; после регистрации - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета

В соответствии с настоящим порядком подтверждению подлежат, в частности, периоды следующих работ:

подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах;

работы с тяжелыми условиями труда;

осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей;

работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Определены также особенности подтверждения отдельных периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица.

 

Проект Федерального закона № 521066-5 «О внесении изменений в Трудовой кодекс  Российской Федерации» (об установлении порядка утверждения типового перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков, реализуемых работодателями) принят Государственной Думой 29.06.2011 во втором чтении.

Законопроект дополняет статью 209 ТК РФ определениями понятий «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками». Профессиональный риск – вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. Положение о системе управления профессиональными рисками утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации, а также Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

 

Проект федерального закона № 294554-5 «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принят 29.06.2011 Государственной Думой. Предметом законопроекта являются отношения, возникающие при обращении с РАО на территории Российской Федерации. Целью законопроекта является установление правового режима обращения с вновь образующимися и ранее накопленными РАО. Законопроект, в частности, определяет полномочия и функции органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами и органов государственного регулирования безопасности при регулировании обращения с радиоактивными отходами.

 

Проект федерального закона № 544585-5 «О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"  (об уточнении механизма предоставления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам с учетом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и состояния охраны труда). Находится на рассмотрении Государственной Думы, планируется его принятие в первом чтении 05.07.2011.

Законопроектом предусматривается, что размер скидки или надбавки к страховому тарифу рассчитывается по итогам работы страхователя за три года (в настоящее время для расчета используется лишь предшествующий год) и устанавливается с учетом состояния охраны труда, включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников. Законопроектом пункт 1 статьи 22 Федерального закона № 125-ФЗ дополняется положением о том, что при наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.

Планируется вступление в силу законопроекта с 1 января 2012 года.

 

Проект федерального закона № 436923-5 "О внесении изменения в статью 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В данном законопроекте предлагается членам семей граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, членам семей умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы или лицам, взявшим на себя организацию похорон указанной категории граждан, выплачивать пособие на погребение в размере 8000 рублей. В настоящее же время это пособие выплачивается в размере 3948,47 рублей. 29 июня 2011 г. законопроект принят Государственной Думой.

 

Проект федерального закона № 529927-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности организации государственного экологического мониторинга»  принят Государственной думой в первом чтении 15.06.2011. Целью законопроекта является повышение эффективности организации государственного экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды).

Законопроектом предполагается внесение изменений в Федеральный закон "Об  охране окружающей среды" в части уточнения понятий и организации системы государственного экологического мониторинга, обеспечения единства методологического, метрологического и информационного подхода к сбору и обмену информацией в рамках установленных действующим законодательством норм, регулирующих деятельность различных видов мониторинга и осуществляемых органами государственной власти функций в установленной сфере деятельности.

Изменения предполагают формирование единой государственной системы экологического мониторинга, основанной на принципах единства методологического, метрологического, информационного подхода ("технологического" сбора, хранения, анализа, оценки данных, необходимых для подготовки объективного прогноза и информирования, в том числе, принимающих решения органов власти различного уровня), что обеспечит повышение эффективности организации государственного экологического мониторинга.

Законопроектом предлагается объединить в единую государственную систему экологического мониторинга все существующие виды мониторинга в  области охраны окружающей среды и осуществлять информационное обеспечение ее функционирования посредством ведения единого государственного фонда данных экологического мониторинга.

При этом законопроектом на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не возлагаются полномочия, не предусмотренные действующим законодательством.

Также законопроектом предлагается внесение изменений в законодательство в области использования атомной энергии в целях совершенствования регулирования осуществления мониторинга за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации, входящего в качестве подсистемы в систему экологического мониторинга.

Законопроектом устанавливается, что государственный мониторинг
за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации осуществляется в рамках единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и ее функциональных подсистем. Органы государственного управления использованием атомной энергии и (или) эксплуатирующие организации направляют информацию, получаемую при осуществлении мониторинга радиационной обстановки, непосредственно в единую государственную автоматизированную систему мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации.

 

При подготовке обзора использована информация Правовой системы Консультант Плюс, Интернет-сайтов РСПП, Государственной Думы РФ и Минздравсоцразвития России).

А.Б.Иванов