Состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

3 августа 2009
Картинка: 

 

 

 29 июля 2009 г. в зале Дома Правительства РФ состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, на котором был рассмотрен следующий ряд вопросов:

 

  • о сценарных условиях функционирования экономики РФ, основных параметрах прогноза социально-экономического развития РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов;
  • о проекте федерального закона «О государственном стратегическом планировании»;
  • о состоянии конкуренции в РФ;
  • о комплексе мер по повышению эффективности рыночных механизмов регулирования цен на нефтепродукты на внутреннем рынке;
  • о ситуации на рынке труда.
  •  

В ходе работы комиссии был заслушан доклад заместителя Министра экономического развития РФ А.Н. Клепача, который сообщил, что Проект сценарных условий и основных макроэкономических параметров прогноза социально-экономического развития РФ на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов был разработан с учетом оценки негативного влияния мирового кризиса, эффекта от реализации антикризисных мер, направленных на повышение устойчивости и оздоровления российской экономики, а также итогов развития в январе-мае 2009 года. 

На рассмотрение было предложено три основных сценария экономического развития РФ. Под консервативным сценарием подразумевалась стагнация экономики вследствие продолжающегося сокращения инвестиционного спроса, включая государственные инвестиции, при слабом росте потребительского спроса и запасов. В этом варианте в условиях сокращения дефицита бюджета до 5,5 % в экономике происходит резкое сжатие государственного спроса и особенно государственных инвестиций.

Во втором варианте — умеренно оптимистичный сценарий — планировалось оживление в экономике вследствие продолжения инвестиционных программ естественных монополий и поддержки государством внутреннего спроса. Повышение государственного спроса и расширение банковского кредита   будут способствовать росту частного инвестиционного и потребительского спроса. Одновременно прорабатывался дополнительный нефтяной сценарий — оживление в экономике, ведомое ростом цен на нефть и более интенсивным оживлением в мировой экономике. Данный вариант предполагает умеренно растущие цены на нефть, что в большей степени отражает прогноз мировых банков и профессиональных агентств (нефть будет стоить 60 долл./баррель в 2010 г., 70 — в 2011 г. и 77 долл./баррель в 2012 г.). Разработка сценарных условий и основных параметров прогноза на период 2010-2012 годов осуществлялась на основе базовых вариантов — консервативный и умеренно оптимистический, учитывающих консервативную оценку развития внешних условий и умеренно низкую динамику цен на нефть в 2010-2012 гг. на уровне 55 долл./баррель в 2010 г., 56 — в 2011 г. и 57 долл./баррель в 2012 г.

Отдельное внимание было уделено основным макроэкономическим параметрам экономического развития в 2010 — 2012 годах. Было отмечено, что основные риски развития экономики в предстоящий период связаны с риском сохранения низкой динамики цен на основные сырьевые ресурсы и недостаточной эффективностью реализации основных мер государственной антикризисной программы. В 2011-2012 годах прогнозируется постепенное восстановление положительной динамики промышленного производства до 1-2 % в 2011 г. и до 1,5-3 % в 2012 г. После значительного сокращения доходов населения в 2009 г., их восстановление будет идти умеренными темпами — за 2010-2012 годы реальная заработная плата вырастет на 4,4 %, реальные располагаемые денежные доходы населения — на 7,3 %. За 2009-2012 годы размер трудовой пенсии увеличится более чем в 2 раза. В условиях более высоких цен на нефть профицит торгового баланса значительно возрастет, достигнув 140 млрд.долл. в 2012 году. Это будет требовать значительно более активного участия Банка России на валютном рынке. За три рассматриваемых года валютные резервы могут увеличиться на 250 млрд. долл. В период с 2009 г. по 2012 г. прогнозируется прирост денежной массы в национальном определении на уровне 9-22 %. Что же касается банковского кредитования, то здесь прогнозируется продолжение кредитного сжатия или стагнация, а, в целом, рост банковского кредитования будет зависеть не только от увеличения ресурсной базы банков, но и от снижения рисков кредитования за счет предоставления государственных гарантий.

Вторым вопросом, вынесенным на рассмотрение комиссии, был проект федерального закона «О государственном стратегическом планировании». В целом проект ФЗ является проработанным и достаточно четко описывают систему стратегического планирования, но, вместе с тем, сохраняются проблемы с иерархией документов, нет четкого определения роли бизнеса, научных и общественных организаций. В этой связи было принято решение   обобщить замечания и предложения членов комиссии к проекту ФЗ и направить для рассмотрения в Министерство экономического развития РФ, но, в основном, одобрить проект ФЗ «О государственном стратегическом планировании»
 
Большой резонанс вызвал вопрос эффективности рыночных механизмов регулирования цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, вызванный ростом цен и тарифов в 2010-2012 годах. С докладом по данному вопросу выступила заместитель директора Департамента развития конкуренции и анализа конъюнктуры рынков Министерства экономического развития РФ А.Б.Нестерова. В ходе доклада было отмечено, что параметры роста внутренних цен на газ в прогнозный период определялись исходя из необходимости сокращения разрыва между доходностью поставок газа на внутренний и внешний рынок, а также покрытия экономически обоснованных издержек на добычу и транспортировку газа и минимально необходимого объема инвестиций. В среднем за год к предыдущему году рост цен составит в 2010 г. - 26,5 %, а в 2011-2012 годах-15 %. Основными факторами роста цен и тарифов на электроэнергию являются рост цен на топливо, либерализация рынка электрической энергии и учет выпадающих доходов энергоснабжающих организаций. Исходя из этого, рост регулируемых тарифов на электроэнергию на 2010 г. предполагается в размере 10 % для населения и 5 % для прочих потребителей. На рассмотрение был представлен ряд мер, направленных на совершенствование рыночного механизма регулирования цен на нефтепродукты.
 
Отдельное внимание было уделено характеристики общих проблем развития конкуренции в РФ, а также основным направлениям её дальнейшего развития. По данному вопросу был заслушан доклад заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы П.Т.Субботина. Важным компонентом является описание крупнейших дел о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотренных антимонопольными органами, что, в общей сложности, дает достаточно ясное представление о деятельности ФАС России.
 
Последним, но не менее важным, вопросом рассмотренным на заседании комиссии было обзор ситуации, сложившейся на рынке труда субъектов РФ. В ходе своего выступления ответственный секретарь Комиссии В.Т.Понизов отметил, что наблюдается тенденция к снижению официально зарегистрированных безработных граждан. Так, к примеру, за период с 8 по 15 июля 2009 г. численность безработных граждан    снизилась на 0,1 % или на 2018 человек и по состоянию на 15.07.09 г. составила 2 142 880 человек. Продолжается снижение численности работников к высвобождению - по состоянию на 15.07.09 г. их численность составила 408,7 тыс.человек.
 
В конечном итоге, по результатам рассмотрения вышеуказанных проектов, каждый из проектов был одобрен членами комиссии, но с учетом рассмотренных замечаний и предложений членов РТК.

 

Н.В. Редькина