29 июля 2009 г. в зале Дома Правительства РФ состоялось очередное заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, на котором был рассмотрен следующий ряд вопросов:
- о сценарных условиях функционирования экономики РФ, основных параметрах прогноза социально-экономического развития РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов;
- о проекте федерального закона «О государственном стратегическом планировании»;
- о состоянии конкуренции в РФ;
- о комплексе мер по повышению эффективности рыночных механизмов регулирования цен на нефтепродукты на внутреннем рынке;
- о ситуации на рынке труда.
В ходе работы комиссии был заслушан доклад заместителя Министра экономического развития РФ А.Н. Клепача, который сообщил, что Проект сценарных условий и основных макроэкономических параметров прогноза социально-экономического развития РФ на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов был разработан с учетом оценки негативного влияния мирового кризиса, эффекта от реализации антикризисных мер, направленных на повышение устойчивости и оздоровления российской экономики, а также итогов развития в январе-мае 2009 года.
На рассмотрение было предложено три основных сценария экономического развития РФ. Под консервативным сценарием подразумевалась стагнация экономики вследствие продолжающегося сокращения инвестиционного спроса, включая государственные инвестиции, при слабом росте потребительского спроса и запасов. В этом варианте в условиях сокращения дефицита бюджета до 5,5 % в экономике происходит резкое сжатие государственного спроса и особенно государственных инвестиций.
Во втором варианте — умеренно оптимистичный сценарий — планировалось оживление в экономике вследствие продолжения инвестиционных программ естественных монополий и поддержки государством внутреннего спроса. Повышение государственного спроса и расширение банковского кредита будут способствовать росту частного инвестиционного и потребительского спроса. Одновременно прорабатывался дополнительный нефтяной сценарий — оживление в экономике, ведомое ростом цен на нефть и более интенсивным оживлением в мировой экономике. Данный вариант предполагает умеренно растущие цены на нефть, что в большей степени отражает прогноз мировых банков и профессиональных агентств (нефть будет стоить 60 долл./баррель в 2010 г., 70 — в 2011 г. и 77 долл./баррель в 2012 г.). Разработка сценарных условий и основных параметров прогноза на период 2010-2012 годов осуществлялась на основе базовых вариантов — консервативный и умеренно оптимистический, учитывающих консервативную оценку развития внешних условий и умеренно низкую динамику цен на нефть в 2010-2012 гг. на уровне 55 долл./баррель в 2010 г., 56 — в 2011 г. и 57 долл./баррель в 2012 г.
Отдельное внимание было уделено основным макроэкономическим параметрам экономического развития в 2010 — 2012 годах. Было отмечено, что основные риски развития экономики в предстоящий период связаны с риском сохранения низкой динамики цен на основные сырьевые ресурсы и недостаточной эффективностью реализации основных мер государственной антикризисной программы. В 2011-2012 годах прогнозируется постепенное восстановление положительной динамики промышленного производства до 1-2 % в 2011 г. и до 1,5-3 % в 2012 г. После значительного сокращения доходов населения в 2009 г., их восстановление будет идти умеренными темпами — за 2010-2012 годы реальная заработная плата вырастет на 4,4 %, реальные располагаемые денежные доходы населения — на 7,3 %. За 2009-2012 годы размер трудовой пенсии увеличится более чем в 2 раза. В условиях более высоких цен на нефть профицит торгового баланса значительно возрастет, достигнув 140 млрд.долл. в 2012 году. Это будет требовать значительно более активного участия Банка России на валютном рынке. За три рассматриваемых года валютные резервы могут увеличиться на 250 млрд. долл. В период с 2009 г. по 2012 г. прогнозируется прирост денежной массы в национальном определении на уровне 9-22 %. Что же касается банковского кредитования, то здесь прогнозируется продолжение кредитного сжатия или стагнация, а, в целом, рост банковского кредитования будет зависеть не только от увеличения ресурсной базы банков, но и от снижения рисков кредитования за счет предоставления государственных гарантий.
Н.В. Редькина