1 мая 2009
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(опубликован:"Российская газета" от 30 декабря 2008 года № 266) .
Федеральный закон устанавливает порядок проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП) органами государственной власти.
Проверки подразделяются на плановые и внеплановые, документарные и выездные. Плановые проверки, как правило, должны проводиться не чаще, чем раз в три года (за исключением организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, здравоохранения и социальной сфере). Ежегодный сводный план проверок составляется Генеральной прокуратурой и размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры.
Внеплановые проверки возможны только в определенных случаях: если есть угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, либо причинения вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также в случае угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Также внеплановые проверки возможны по жалобам потребителей о нарушении их прав.
Федеральный закон распространяется на все контрольные мероприятия в отношении организаций и ИП, кроме действий, связанных с оперативно-розыскной деятельностью, дознанием, следствием и судом, административным расследованием, прокурорским, налоговым, финансовым, валютным и банковским надзором. Под действие закона также не подпадают контрольные мероприятия в пунктах пропуска через госграницу и мероприятия по расследованию причин возникновения техногенных и природных ЧС, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), несчастных случаев на производстве.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2009 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1015 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»
(опубликовано: "Собрание законодательства РФ", 05.01.2009, № 1, ст. 145).
В соответствии с подпунктом 7.1 статьи 28 Закона Российской Федерации "Об образовании" и подпунктом 13 пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" Правительство Российской Федерации утвердило Правила участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования (Далее – Правила).
Правила определяют порядок участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки (специальностей) профессионального образования и государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования.
Установлено, что участие в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования осуществляют общероссийские, общероссийские отраслевые (межотраслевые), межрегиональные (отраслевые, межотраслевые), региональные, региональные отраслевые, территориальные и территориальные отраслевые объединения работодателей (далее - объединения работодателей).
Объединения работодателей:
- вносят в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, предложения по вопросам совершенствования законодательной базы и нормативно-правового обеспечения развития профессионального образования;
- представляют по запросу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, других федеральных органов исполнительной власти экспертные заключения на проекты документов, определяющих государственную политику в области профессионального образования;
- участвуют в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах путем представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, предложений по объему и структуре приема граждан в образовательные учреждения профессионального образования;
- вносят в федеральные органы исполнительной власти, имеющие в своем ведении образовательные учреждения профессионального образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, предложения по оптимизации сети образовательных учреждений профессионального образования с учетом уровня развития техники и технологии, науки, культуры, экономики и социальной сферы;
- вносят в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, предложения по формированию перечней направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, специальностей среднего профессионального образования и профессий начального профессионального образования исходя из перспектив развития техники и технологии, науки, культуры, экономики и социальной сферы;
- формируют совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки, систему независимой оценки качества профессионального образования;
- участвуют в независимой экспертизе качества учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе образовательными учреждениями профессионального образования по дисциплинам, формирующим профессиональные компетенции выпускника;
- участвуют в государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений через своих представителей в государственных аттестационных комиссиях образовательных учреждений профессионального образования;
- участвуют в государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки;
- участвуют в разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ и уровню профессиональной переподготовки в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также в работе государственно-общественных объединений, действующих в системе профессионального образования по вопросам разработки содержания профессионального образования различного уровня и направленности;
- участвуют по запросу образовательных учреждений профессионального образования в формировании и экспертизе их основных и дополнительных образовательных программ.
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов».
(опубликовано: «Российская газета» от 4 марта 2009 г. № 36)
Правила предусматривают процедуру проведения независимой экспертизы проектов образовательных стандартов начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования объединениями работодателей.
Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 ноября 2008 г. N 127.
(опубликовано: "Вестник ВАС РФ", № 2, февраль, 2009 г.).
Рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся пределов реализации гражданских прав и недопустимости злоупотребления правом.
Так, приведен пример злоупотребления правом на оспаривание решения совета директоров акционерного общества. В рассмотренном случае нарушение порядка принятия оспариваемого решения явилось результатом недобросовестных действий самого истца как члена совета директоров (неучастие без уважительных причин в работе совета директоров).
Так, приведен пример злоупотребления правом на оспаривание решения совета директоров акционерного общества. В рассмотренном случае нарушение порядка принятия оспариваемого решения явилось результатом недобросовестных действий самого истца как члена совета директоров (неучастие без уважительных причин в работе совета директоров).
Отмечается, что злоупотребление правом может иметь место только в случае наличия у лица соответствующего права. В качестве иллюстрации к этому выводу приведена попытка арендодателя получить арендные платежи с двух арендаторов ("нового" и "старого") за одно и то же помещение. Между тем у арендодателя, заключившего договор аренды этого же помещения с новым арендатором, отсутствовало право на взыскание платежей с прежнего арендатора. Таким образом, злоупотребления правом в указанном случае не было.
Согласно другому примеру, учредитель муниципального учреждения заявил требование о выселении учреждения из помещения, принадлежащего учредителю. Установив, что удовлетворение этого требования фактически приведет к ликвидации учреждения, суд указал на злоупотребление правом со стороны учредителя. При этом подчеркивается: суд вправе по собственной инициативе применить положения ГК РФ о пределах осуществления гражданских прав, даже если лица, участвующие в деле, не заявляют об этом.
В качестве еще одного примера из разряда корпоративных споров приведена ситуация, при которой акционер, неоднократно предъявляя требования о созыве внеочередного общего собрания акционеров по одному и тому же вопросу, действовал с намерением причинить вред акционерному обществу.
Указывается, что определение в уставе или внутреннем документе АО в качестве мест проведения общих собраний акционеров населенных пунктов, находящихся вне пределов РФ, может быть квалифицировано судом как злоупотребление правом.
Также рассмотрены иные случаи злоупотребления правом в подрядных, арендных и иных отношениях.
Рекомендации по обеспечению взаимодействия социальных партнеров в области регулирования социально-трудовых отношений в условиях экономического кризиса.
Указанный проект рекомендаций был подготовлен Минздравсоцразвития России и объединениями профсоюзов в целях обеспечения единых подходов в области регулирования социально-трудовых отношений. Рекомендации должны учитываться федеральными органами исполнительной власти, сторонами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях при выработке первоочередных мер, направленных на устранение причин дестабилизации ситуации в сфере занятости населения в ряде отраслей экономики, защиты трудовых прав работников, в том числе на градообразующих предприятиях.
В процессе обсуждения проекта рекомендаций на заседании рабочей группы РТК по социальному партнерству и координации действий сторон выявлены отдельные противоречия между проектом рекомендаций и действующим законодательством, а также недостаточная проработанность отдельных положений проекта рекомендаций.
Союз работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России подготовил и направил в адрес заместителя координатора стороны работодателей РТК Прокопова Ф.Т свои замечания и предложения по проекту рекомендаций по обеспечению взаимодействия социальных партнеров в области регулирования социально-трудовых отношений в условиях экономического кризиса (письма от 24 февраля 2009 г. № 31/09 и от 26 февраля 2009 34/09).
Проект федерального закона № 164650-5 «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (об отсрочке применения положений Федерального закона в отношении проведения государственного контроля (надзора) за ядерной и радиационной безопасностью и за промышленной безопасностью). Внесен депутатом Государственной Думы А.В.Терентьевым.
Проектом федерального закона № 164650-5предлагается внести изменение в статью 27 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», направленное на отсрочку применения до 1 июля 2010 года положений указанного Федерального закона в части организации и проведения проверок при осуществлении государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью, государственного контроля и надзора за промышленной безопасностью.
По мнению авторов законопроекта, необходимость принятия предлагаемого проекта федерального закона обусловлена следующими причинами. 1 июля 2009 г. вступает в силу Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон). Положения Федерального закона, в отличие от действующего Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», будут распространяться на надзор в области ядерной и радиационной безопасности, надзор в сфере промышленной безопасности, государственный строительный надзор.
Установленная Федеральным законом периодичность осуществления плановых проверок (один раз в три года) приведет к невозможности осуществления надлежащего государственного надзора в области ядерной и радиационной безопасности, надзора в сфере промышленной безопасности, государственного строительного надзора.
Такие последствия обусловлены особенностями осуществления государственного надзора (контроля) в указанной сфере. На объектах использования атомной энергии (на атомных станциях) и значительной части опасных производственных объектов состояние безопасности достигается и обеспечивается путем осуществления непрерывного надзора за соответствием осуществляемой деятельности требованиям безопасности, что обусловлено непрерывностью (ядерная реакция) происходящих на поднадзорных объектах особо опасных процессов.
Необходимость осуществления постоянного надзора на объектах атомной энергии прямо предусмотрена международными обязательствами Российской Федерации в данной сфере:
1) пунктом «ii» статьи 14 Конвенции о ядерной безопасности, устанавливающим необходимость обеспечения постоянного соответствия технического состояния ядерных установок с помощью анализа, наблюдений, испытаний и инспектирования;
2) пунктом «iii» статьи 9 Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, согласно которому должны быть приняты соответствующие меры для обеспечения того, чтобы контроль и инспектирование установки для обращения с отработавшим топливом осуществлялись в соответствии с установленными процедурами;
3) статьей 21 Кодекса поведения по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников МАГАТЭ, согласно которой регулирующий орган должен быть наделен полномочиями по осуществлению как объявленных, так и необъявленных инспекций с частотой, устанавливаемой с учетом прошлых рабочих показателей и рисков, создаваемых радиоактивным источником (Российская Федерация уведомила МАГАТЭ о приверженности Российской Федерации Кодексу письмом Председателя Правительства Российской Федерации от 19.05.2004 № МФ-П7-3260) .
Допускать возможность нарушения перечисленных международных обязательств Российской Федерации недопустимо также с учетом первой в российской истории миссии МАГАТЭ в Российскую Федерацию (в период с 15 по 29 ноября 2009 года), в рамках которой будет проверяться их выполнение Российской Федерацией.
Советом Государственной Думы по указанному законопроекту назначен ответственный комитет (Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству); поручено подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой (предлагаемая дата рассмотрения – 15 апреля 2009 г.).
(При подготовке обзора использована информация Правовой системы Консультант Плюс, Интернет-сайтов Государственной Думы РФ и Минздравсоцразвития России).
Сектор нормативно-правового и информационно-методического обеспечения
т. (499) 263 74 03