Обзор нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов в социально-трудовой сфере, экологической и промышленной безопасности, затрагивающих интересы членов Союза работодателей

2 декабря 2011
Картинка: 

 

Федеральный закон от 06.11.2011 N 300-ФЗ "О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

Введена обязанность работодателей сообщать в ФСС РФ сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах работников.

Кроме того, размер скидки или надбавки к страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний будет рассчитываться по итогам работы страхователя за три года (в настоящее время для расчета используется только предшествующий год). Установлено также, что при наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года.

 

Проект федерального закона № 503953-5 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров» (на рассмотрении в Совете Федерации ФС РФ).

По мнению разработчиков данного законопроекта необходимость совершенствования порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров обусловлена значительным количеством проблем, возникающих при практическом применении соответствующих норм трудового законодательства. Точное следование установленному в настоящее время законом порядку усложняло процедуру рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора. Особенно много претензий высказывалось к правовому регулированию организации и проведения забастовок.

В законопроекте сохранена в качестве обязательной примирительной процедуры рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, а в качестве добровольных примирительных процедур – рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Сохраняется обязательность рассмотрения спора в трудовом арбитраже в случаях, когда в соответствии с Кодексом работниками конкретного работодателя забастовка не может быть проведена.

Установлены более благоприятные для работников и их представителей правила относительно сроков совершения сторонами коллективного трудового спора предусмотренных законом действий, сроков рассмотрения спора органами по рассмотрению коллективных трудовых споров.

В качестве главного критерия установления соответствующих сроков используется уровень социального партнерства, на котором происходит коллективный трудовой спор. Так, при рассмотрении коллективных трудовых споров на локальном уровне социального партнерства сроки, как правило, сокращены, а при рассмотрении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства – сохранены или увеличены.

В случае возникновения коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства примирительная комиссия создается в срок до двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора, а в случае возникновения коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства – в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора (ч. 1 ст. 402 ТК РФ).

Коллективный трудовой спор на локальном уровне социального партнерства должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до трех рабочих дней, а коллективный трудовой спор на иных уровнях социального партнерства – в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании (ч. 6 ст. 402 ТК РФ).

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства – в срок до пяти рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий (ст. 403 ТК РФ).

В трудовом арбитраже коллективный трудовой спор рассматривается с участием представителей сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства – в срок до пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж (ст. 404 ТК РФ)

С трех до двух рабочих дней сокращен срок сообщения работодателем о принятом решении по требованиям работников (ст. 400 ТК РФ).

Уточняется, что решение о продлении срока проведения примирительных процедур (при согласии сторон коллективного трудового спора) оформляется протоколом (ст. 401 ТК РФ).

Унифицированы требования к кворуму при проведении собраний (конференций) работников для случаев проведения собраний (конференций) с целью выдвижения требований и с целью объявления забастовки.

Уточнены требования к действиям сторон коллективного трудового спора, которые они должны совершать в ходе его рассмотрения и разрешения. Так, уточнено, что требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю представительным органом работников, уполномоченным ими на разрешение коллективного трудового спора (ч. 2 ст. 399 ТК РФ).

Решение об утверждении выдвинутых требований принимается большинством голосов работников (делегатов), присутствующих на собрании (конференции). В законодательство введена норма предусматривающая право представительного органа работников при невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку выдвинутых представительным органом требований (ч. 3 ст. 399 ТК РФ).

Требования профессиональных союзов и их объединений (общероссийских и межрегиональных профессиональных союзов, их территориальных организаций, объединений профессиональных союзов и объединений территориальных организаций профессиональных союзов) выдвигаются их выборными коллегиальными органами, уполномоченными на это уставами профессиональных союзов и уставами их объединений, и направляются указанными органами соответствующим сторонам социального партнерства (ч. 6 ст. 399 ТК РФ).

Уточнена процедура рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника (ст. 403 ТК РФ).

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника. При недостижении согласия сторон коллективного трудового спора оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от данной примирительной процедуры и они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже (ст. 403 ТК РФ).

 При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней согласовать кандидатуру посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Если в течение указанного срока стороны коллективного трудового спора не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже (ст. 403 ТК РФ).

Значительно переработаны положения о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже. Трудовой арбитраж – временный или постоянно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения конкретного коллективного трудового спора. Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления протокола разногласий по завершении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, либо после истечения срока, в течение которого стороны коллективного трудового спора должны достичь соглашения относительно кандидатуры посредника, либо после оформления протокола об отказе сторон или одной из сторон коллективного трудового спора от рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении сторонами решений трудового арбитража, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до двух рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства в срок до четырех рабочих дней создать совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж для рассмотрения данного коллективного трудового спора либо передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может утверждаться типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже (типовой устав постоянно действующего трудового арбитража).

В ряде случаев в соответствии с трудовым законодательством в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена. В указанных случаях рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязательным и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу. При этом, если стороны не приходят к соглашению о создании временного трудового арбитража, его составе и регламенте либо о передаче коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Внесены отдельные изменения и в статьи, регулирующие проведение забастовки.

 

Проект федерального закона № 280873-5 О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части особенностей регулирования труда работников, занятых на подземных работах).

Трудовой кодекс РФ планируется дополнить главой 51.1 «Особенности регулирования труда работников, занятых на подземных работах» устанавливающей особенности регулирования трудовых отношений с занятыми на подземных работах работниками, под которыми понимаются работники, непосредственно осуществляющие добычу полезных ископаемых подземным способом, работники, занятые на работах по строительству, эксплуатации подземных сооружений, на аварийно-спасательных работах в указанных сооружениях (кроме подземных сооружений, строительство которых осуществляется открытым способом), за исключением работников, занятых на работах по эксплуатации метрополитена. Прописаны особенности приема на подземные работы, особенности медицинских осмотров (обследований), случаи отстранение от работы работников, занятых на подземных работах, дополнительные обязанности работодателя при организации и проведении подземных работ. Планируется, что федеральный закон вступит в силу по истечении ста двадцати дней после дня его официального опубликования.

17 ноября 2011 года Госдумой ФС РФ было принято решение принять законопроект во втором чтении.

Проект постановления Правительства РФ «Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Планируется установить, что с 1 января 2012 г. коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенной до 1 января 2012 г., составляет 1,06.

Проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2012 году и в плановый период 2013 и 2014 годов»

            Правила определяют порядок формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – страховой резерв) в 2012 году и в плановый период 2013 и 2014 годов.

Проект приказа Минздравсоцразвития России «О внесении изменений в Правила финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 февраля 2011 г. № 101н».

Предусматривается, что заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа. Уточняется порядок представления документов (копий документов), страхователем либо лицом, представляющим его интересы. В частности, копия уведомления о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, а также копия уведомления о включении обучающей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, запрашиваются территориальным органом Фонда в рамках межведомственного взаимодействия посредством межведомственного запроса в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Проект приказа Минздравсоцразвития России «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда».

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда (далее – Порядок) устанавливает обязательные требования к проведению обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Порядок не заменяет требований к проведению инструктажа, подготовки, обучения, проверки знаний и аттестации работников по другим направлениям безопасности производственной деятельности (промышленная безопасность, пожарная безопасность, электробезопасность, радиационная безопасность, транспортная безопасность, экологическая безопасность, физическая безопасность и др.), установленных в соответствующем порядке правомочными федеральными органами исполнительной власти, равно как и указанные требования не заменяют настоящий Порядок. На основе Порядка федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные требования, не противоречащие Порядку, к организации обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников подведомственных им организаций.

Обучение по охране труда реализуется в следующих формах:

специальное обучение по охране труда;

инструктаж по охране труда;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ;

обучение методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве.

В качестве приложения к приказу «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда» подготовлены Примерные учебно-тематические планы по программам  «Охрана труда», примерные программы по различным формам обучения по охране труда, форма журнала регистрации  инструктажа на рабочем месте и другие материалы.

Одновременно с введением в действие Порядка планируется признать утратившим силу постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29  «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (зарегистрирован Минюстом России 12 февраля 2003 г. № 4209).

Проект приказа Минздравсоцразвития России «О внесении изменений в Порядок заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма - 4 ФСС), утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. № 156н»

Проект приказа Минздравсоцразвития России «Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по установлению скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Проект приказа Минздравсоцразвития России «Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по подтверждению основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами»

Проект приказа Минздравсоцразвития России «Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая»

           

При подготовке обзора использована информация Правовой системы Консультант Плюс, Интернет-сайтов Государственной Думы РФ и Минздравсоцразвития России).

А.Б.Иванов