Обзор нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов в социально-трудовой сфере, экологической и промышленной безопасности, затрагивающих интересы членов Союза работодателей(по состоянию на 10 января 2012 г.)

11 января 2012
Картинка: 

 

Федеральный закон от 30.11.2011 N 347-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии"

Внесены изменения в Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

Госкорпорация наделена правом награждать ведомственными знаками отличия в труде работников организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии. Указанное изменение позволит работникам атомной отрасли, награжденным знаком отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности», получать звание «Ветеран труда».

Госкорпорация организует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, аккредитацию в области использования атомной энергии, а также осуществляет ведение ведомственного (отраслевого) раздела государственного реестра опасных производственных объектов; осуществляет работы по стандартизации в области использования атомной энергии; осуществляет работы по обеспечению единства измерений в области использования атомной энергии.

Госкорпорация на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает нормативные правовые акты регламентирующие порядок стандартизации в области использования атомной энергии.

Законом определены:

принципы и задачи правового регулирования в области использования атомной энергии;

федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии;

полномочия Правительства РФ в области использования атомной энергии;

виды деятельности в области использования атомной энергии, подлежащие лицензированию;

порядок проведения периодической оценки безопасности ядерной установки, пункта хранения;

особенности регулирования деятельности с использованием радиационных источников, содержащих в своем составе радионуклидные источники.

Установлено, что государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии предусматривает деятельность соответствующих федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", направленную, в том числе, на осуществление аккредитации, стандартизации, оценки соответствия.

В сферу действия Федерального закона "Об использовании атомной энергии" включено закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, проведение экспертизы безопасности объектов использования атомной энергии или видов деятельности в области использования атомной энергии.

В связи с принятием Закона внесены изменения, в частности, в:

Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений";

В Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" внесено дополнение, согласно которому данный Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением требований к безопасному использованию атомной энергии, в том числе требований безопасности объектов использования атомной энергии, требований безопасности деятельности в области использования атомной энергии,

Усилена административная ответственность за нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии, повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

 

Решение Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 N 9

"О вступлении в силу международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации"

С 1 января 2012 года вступили в силу следующие международные договоры, направленные на формирование Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации:

- Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств от 19 ноября 2010 года;

- Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 года;

- Соглашение о согласованной макроэкономической политике от 9 декабря 2010 года;

- Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала от 9 декабря 2010 года;

- Соглашение о согласованных принципах валютной политики от 9 декабря 2010 года;

- Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий от 9 декабря 2010 года;

- Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 года;

- Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий от 9 декабря 2010 года;

- Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства от 9 декабря 2010 года;

- Соглашение о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 года;

- Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах - участниках Единого экономического пространства от 9 декабря 2010 года;

- Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности от 9 декабря 2010 года;

- Соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 9 декабря 2010 года;

- Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики от 19 ноября 2010 года;

- Соглашение о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики от 9 декабря 2010 года;

- Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики от 9 декабря 2010 года;

- Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года.

 

Федеральный закон от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды".

Согласно принятому Закону пониженные тарифы страховых взносов теперь вправе будут применять, в частности, применяющие УСН организации, оказывающие инжиниринговые услуги, а также организации и ИП, основным видом деятельности которых является деятельность в сфере розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями, а также деятельность в сфере транспорта и связи.

Установлена обязанность работодателей уплачивать страховые взносы в отношении работников из числа иностранных граждан и лиц без гражданства.

Тариф страховых взносов в ПФР поделен на две части:

- солидарная часть - предназначенная для осуществления солидарных расходов фонда, т.е. на выплату фиксированного базового размера трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию, и иных целей, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании;

- индивидуальная часть - предназначенная для формирования денежных средств застрахованного лица, в частности, определения размера накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет пенсионных накоплений.

Скорректированы положения, касающиеся проведения проверок за правильностью и полнотой уплаты страховых взносов, а также регулирующие привлечение плательщика к ответственности (в частности, со 100 рублей до 1000 увеличен минимальный размер штрафа за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам).

Закон вступил в силу с 1 января 2012 года. Действие отдельных положений распространено на 2011 год.

 

Федеральный закон от 30.11.2011 N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений"

Принятым Законом определены, в частности:

- виды выплат, финансируемых за счет средств пенсионных накоплений (единовременная выплата, срочная пенсионная выплата, накопительная часть трудовой пенсии по старости, выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам);

- порядок формирования выплатного резерва Пенсионного фонда РФ, а также выплатного резерва негосударственного пенсионного фонда (в т.ч. определены средства, подлежащие включению в резерв);

- особенности учета средств выплатного резерва, а также порядок их инвестирования;

- порядок корректировки размера накопительной части трудовой пенсии по старости и срочной пенсионной выплаты по результатам инвестирования соответствующих средств.

Закон вступает в силу с 1 июля 2012 года, за исключением отдельных его положений, для которых установлен более ранний срок.

 

Федеральный закон от 30.11.2011 N 359-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений"

В законодательство РФ внесены изменения, связанные с принятием нового закона о выплате пенсионных накоплений

Так, в частности, изменениями, внесенными в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах", предусматривается обязанность фондов определять в страховых правилах и договорах об обязательном пенсионном страховании порядок назначения и выплаты накопительной части трудовой пенсии, формировать выплатной резерв для осуществления выплаты, производить корректировку ее размера в связи с инвестированием соответствующих средств.

В Налоговый кодекс РФ внесены поправки в части освобождения от налогообложения доходов физических лиц в виде единовременных выплат, а также срочных пенсионных выплат, финансируемых за счет средств пенсионных накоплений.

Новыми нормами дополнен Федеральный закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", регламентирующими вопросы инвестирования средств выплатного резерва.

Поправками, внесенными в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", уточняется терминология закона, порядок финансового обеспечения выплаты трудовых пенсий, а также порядок назначения накопительной части трудовой пенсии по старости.

 

Федеральный закон от 30.11.2011 N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения"

Тариф страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения установлен в размере 18 864,6 рубля

Установлено также, что в субъекте РФ тариф страхового взноса рассчитывается как произведение данного тарифа, коэффициента дифференциации (предусмотрены приложением к Закону), а также ежегодно устанавливаемого коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг.

Определен также порядок определения размера страховых взносов на период 2012 - 2014 годов. В частности, установлено, что при определении размера страховых взносов к тарифу страхового взноса (18 864,6 рубля) применяются коэффициенты: в 2012 году - 0,7913, в 2013 - 2014 годах - 0,9000.

 

Федеральный закон от 30.11.2011 N 356-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"

 

В 2012 году и в плановом периоде 2013 и 2014 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний будут уплачиваться по ранее установленным тарифам

Размер страховых тарифов и порядок их уплаты установлены Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ.

 

Федеральный закон от 30.11.2011 N 358-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и Федеральный закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации"

Средства пенсионных накоплений из негосударственного пенсионного фонда, прекратившего свою деятельность, должны передаваться Пенсионным фондом РФ в расширенный инвестиционный портфель государственной управляющей компании

Соответствующими дополнениями, внесенными в некоторые законодательные акты по вопросам пенсионного обеспечения, урегулирован вопрос о порядке и сроках передачи средств пенсионных накоплений, поступивших в Пенсионный фонд РФ из негосударственных пенсионных фондов, у которых аннулирована лицензия или признанных банкротом.

 

Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1084 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

В 2012 году размер ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний будет проиндексирован с применением коэффициента 1,06

Размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете ФСС РФ на соответствующий финансовый год.

Правительством РФ предписано Фонду социального страхования РФ произвести перерасчет указанных выплат с учетом установленного коэффициента.

 

Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1129 "О формировании, размещении и расходовании резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2012 году и в плановый период 2013 и 2014 годов"

В 2012 году распоряжение резервом средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний будет осуществляться в соответствии с Правилами, утвержденными на 2011 год

Правила формирования, размещения и расходования средств страхового резерва определены Постановлением Правительства РФ от 18.05.2011 N 390. Согласно данным Правилам страховой резерв формируется по результатам отчетного финансового года на основании отчета об исполнении бюджета Фонда социального страхования РФ. Средства страхового резерва могут размещаться на банковские депозиты. Использование средств страхового резерва осуществляется в случае превышения в текущем финансовом году расходов над его доходами по указанному виду страхования.

 

Постановление Правительства РФ от 08.12.2011 N 1019 "Об индексации в 2012 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"

Социальные выплаты предусмотренные законодательством РФ лицам, подвергшимся радиации, в 2012 году будут проиндексированы с применением коэффициента 1,06. Размеры денежных выплат определены с учетом коэффициента индексации 1,06, установленного законом о федеральном бюджете исходя из уровня инфляции.

 

Постановление Правительства РФ от 21.12.2011 N 1068 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2011 г."

Величина прожиточного минимума за III квартал 2011 года в целом по России установлена в следующем размере: на душу населения - 6287 рублей, для трудоспособного населения - 6792 рубля, для пенсионеров - 4961 рубль, для детей - 6076 рублей

По сравнению с предыдущим кварталом, величина прожиточного минимума в целом снижена (за исключением величины для трудоспособного населения). Во II квартале 2011 года она составляла: на душу населения - 6505 рублей, для трудоспособного населения - 7023 рубля, для пенсионеров - 5141 рубль, для детей - 6294 рубля.

 

 

Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1083 "О порядке финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами".

Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации поручено утвердить по согласованию с Фондом социального страхования Российской Федерации правила финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, и давать разъяснения по их применению.

Проект приказа Минздравсоцразвития России  «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» размещен на официальном сайте Минздравсоцразвития России.

 

Постановление Правительства РФ от 17.11.2011 N 938 "О внесении изменения в пункт 6 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека"

Степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, может быть определена индивидуальным предпринимателем, обладающим специальными знаниями и имеющим медицинскую лицензию на осуществление работ и услуг по судебно-медицинской экспертизе

Ранее было установлено, что степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, определяется только в медицинских учреждениях врачом - судебно-медицинским экспертом.

Решением Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N ГКПИ11-616 Постановление Правительства РФ от 24.03.2011 N 206 "О внесении изменения в Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека" было признано недействующим в части, не допускающей определение степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, вне медицинских учреждений.

 

Приказ Минздравсоцразвития России от 22.11.2011 N 1379н "О внесении изменений в приложение N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. N 205н" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.12.2011 N 22690).

С 10 рабочих до 60 календарных дней со дня регистрации заявления об аккредитации организации, оказывающей услуги в области охраны труда, увеличен срок рассмотрения поступивших в Минздравсоцразвития России документов указанной организации.

 

Приказ Минздравсоцразвития Росии от 19.10.2011 N 1194н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным медико-биологическим агентством государственной функции по организации и проведению проверок в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2011 N 22719).

В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" административный регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур), связанных с реализацией полномочий ФМБА России при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях.

Плановые проверки выполнения обязательных требований, в том числе соответствия сведений, содержащихся в уведомлениях о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям, осуществляются ФМБА России и его управлениями не чаще чем один раз в три года по отношению к одному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Плановые проверки юридических лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, не чаще одного раза в два года.

Срок проведения проверки в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, составляет не более чем тридцать рабочих дней со дня начала ее проведения.

Приказом ФМБА РФ от 01.12.2011 N 521 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.12.2011 N 22718) признан утратившим силу Приказ Федерального медико-биологического агентства от 5 марта 2011 г. N 70 "Об утверждении административного регламента исполнения Федеральным медико-биологическим агентством государственной функции по проведению проверок в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях"

 

<Информация> ПФ РФ от 08.12.2011 "Изменения для плательщиков страховых взносов в 2012 году"

Пенсионный фонд РФ напоминает об изменениях размеров тарифов страховых взносов и порядке их начисления в 2012 году

Так, в частности, сообщается, что в 2012 году совокупная ставка страховых взносов в фонд уменьшится с 26 до 22 процентов. Ставки в ФСС РФ и ФОМС в 2012 году не изменятся.

Предельный годовой заработок для начисления взносов (с учетом индексации) увеличится с 463 до 512 тысяч рублей.

Кроме того, начиная с 2012 года страховые взносы будут начисляться также с сумм превышения этой предельной величины по тарифу в размере 10 процентов.

Помимо этого отмечено, что законодательными поправками расширен перечень категорий лиц, имеющих право на применение пониженных тарифов страховых взносов, а также круг застрахованных лиц, в пользу которых работодатели обязаны уплачивать страховые взносы (это иностранные граждане, имеющие статус временно прибывающих в РФ).

В информации сообщены также состав, сроки и порядок представления отчетности.

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 15.12.2011 N 28-П "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Е. Остаева".

Работодатель не вправе по своей инициативе (в частности в связи с сокращением штата) увольнять отца, который является единственным кормильцем многодетной семьи и не совершал по месту работы виновных действий

Часть четвертая статьи 261 Трудового кодекса РФ (устанавливает дополнительные трудовые гарантии для женщин, имеющих детей) признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она, запрещая увольнение по инициативе работодателя женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, и других лиц, воспитывающих детей указанного возраста без матери, исключает возможность пользоваться этой гарантией отцу, являющемуся единственным кормильцем в многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, в том числе ребенка в возрасте до трех лет, где мать в трудовых отношениях не состоит и занимается уходом за детьми.

В обоснование своего решения Конституционный Суд РФ сослался, в частности, на положения Конституции РФ, Семейного кодекса РФ и Конвенции о правах ребенка, возлагающих на государство обязанность предпринимать все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка.

Из этих положений следует, что на обоих родителей может распространяться и государственная поддержка, в которой нуждается семья, имеющая ребенка, не достигшего трехлетнего возраста и потому требующего особого ухода, тем более если в такой семье воспитывается несколько малолетних детей. Соответственно, при определении мер государственной поддержки семьи, направленных на обеспечение ее материального благополучия, многодетным семьям, воспитывающим малолетних детей, должна предоставляться повышенная защита, поскольку в таких семьях мать зачастую не может осуществлять трудовую деятельность в силу необходимости осуществлять уход за детьми и их воспитание и единственным кормильцем является отец.

 

 Проект приказа Минздравсоцразвития России «Об утверждении Положения о системе управления профессиональными рисками». Положение о системе управления профессиональными рисками (далее - Положение), в соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ, устанавливает требования к построению системы управления профессиональными рисками у работодателя и процедурам управления профессиональными рисками. Система управления профессиональными рисками является частью системы управления охраной труда работодателя и включает в себя следующие основные элементы: политика в области управления профессиональными рисками, цели и программы по их достижению; планирование работ по управлению профессиональными рисками; процедуры системы управления профессиональными рисками; контроль функционирования системы управления профессиональными рисками; анализ эффективности функционирования системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей.

 

Проект приказа Минздравсоцразвития России «О внесении изменений в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих". Проектом, исходя из положений ст. 217 Трудового кодекса РФ (об обязанности работодателя, осуществляющего производственную деятельность, создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда) предусматривается дополнение Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.98, квалификационными характеристиками должностей "Руководитель службы охраны труда" (вместо квалификационной характеристики должности "Начальник отдела труда") и "Специалист по охране труда".

 

 

 

 

При подготовке обзора использована информация Правовой системы Консультант Плюс, Интернет-сайтов Государственной Думы РФ и Минздравсоцразвития России).

А.Б.Иванов